Каких-то 120 лет назад перекресток улиц Мечетной (Самарской) и Алексеевской (Красноармейской) был почти окраиной. Архитектурные шедевры здесь не возводились, зато небогатый мещанский район сумел пережить бури , лихолетья и сохранить множество образцов классической для Самары каменно-деревянной исторической застройки.
Самым «помпезным» в близлежащих кварталах считался дом Ивана Левина с нынешним адресом Самарская, 106. О его владельце информации совсем мало – известно, что принадлежал к купеческому сословию и проживал с семьей в городской усадьбе по ул. Соборной (Молодогвардейской), купленной у жены пермского мещанина Натальи Поликарповны Белавиной.
О доме на углу Мечетной и Алексеевской – в бывшем 76-м квартале – информации тоже почти нет. Однако здание само о себе может кое-что рассказать: при близком рассмотрении мы видим, что оно объединило собой несколько усадебных мест и состоит из отдельных частей, построенных в разное время
Основная угловая часть представляла собой прямоугольное каменное здание , 5-осевое со стороны Мечетной и 9-осевое по Алексеевской, имеющее очень почтенный возраст. Выстроено явно по «образцовому проекту» 1850 - 1860-х годов в тогдашней скуповатой стилистике провинциального классицизма – без особых «излишеств и украшательств».
Оконные проемы с лучковыми перемычками обрамлены гладкими наличниками с прямыми сандриками и прямоугольными подоконными нишами, углы оформлены крупным дощатым рустом, Парадный вход находился в выступе-ризалите в правой части. . Изначально одноэтажное строение было увенчано широким профилированным венчающим карнизом с зубцами-модульонами.
Другая часть здания раньше была отдельным особнячком по соседству со стороны ул Самарской. Особняк, так же одноэтажный, имел небольшие размеры, зато мог похвастать довольно богатым декором. Облик указывает, что выстроен был не раньше середины 1880-х, и сочетал элементы "неорусского" стиля и кирпичной эклектики
Лучковые оконные проемы практически совпадают по размеру и форме с соседскими, но обрамлены нарядными профильными наличниками, нишами-ширинками , декоративными поясами фигурной кладки в межоконных простенках и вставками "бриллиантового" руста в подоконных нишах. Надоконная часть фасада первого этажа украшена фигурными филенками, венчающий карниз - зубцами-модульонами и пояском "сухариков"
В каком году Иван Левин стал владельцем объединенной усадьбы – неизвестно. Зато налоговые ведомости сообщают, что третий этап строительства, в ходе которого два здания «объединились» и надстроились деревянным вторым этажом с богатейшим резным декором, завершился к 1900-му году. Новый особняк был оценен в 4000 рублей, став не только самым красивым, но и самым дорогим в прилегающем районе.
Покрытый «деревянными кружевами» особняк владелец использовал в качестве доходного дома. После революции и национализации просторные квартиры «уплотнили», жилплощадь «перераспределили» - и дом продолжал оставаться жилым до наших дней. Не так давно резные фасады были отремонтированы и покрашены.
Дому, можно сказать, повезло – но грустная мелодия утраты памятников самарского деревянного зодчества звучит и здесь.
Раньше особняк Ивана Левина «оформлял» перекресток совместно со стоявшим по диагонали угловым зданием – так же двухэтажным, «полукаменным» и покрытым резными узорами.
По описанию краеведа Е. Гурьянова, «оба дома... смешанных конструкций, угловые... как бы соперничали между собой в богатстве пропильных узоров резьбы». Сейчас на месте исторического дома по Самарской, 131 стоит новая высотка.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете