Найти тему
Man In Space

Иисус грядет — Посадите дерево!

Часть 1. Н.Т. Райт, доктор богословия, бывший епископ Даремский

Наша цель всегда состоит в том, чтобы позволить самому Писанию вступить в диалог с проблемами нашего времени, включая те вопросы, которые считаются “библейскими”, и критиковать их, когда они сами по себе не полностью соответствуют Писанию. И я считаю, что широкое распространение западной теологии было суббиблейским в ее подходе к мощному сочетанию дискуссий о последнем времени и окружающей среды.

В Никейском символе веры мы провозглашаем, что Иисус Христос “придет снова во славе, чтобы судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца”. Но ни основная католическая, ни основная протестантская теология не очень хорошо изучили, что именно мы подразумеваем под всем этим. Вместо этого мы приняли веру в то, что конечная судьба Божьего народа - это “небеса”, рассматриваемые как нечто отделенное от “земли”. Итак, цель христианства в целом, а также обращения, оправдания, освящения и самого спасения рассматривается в терминах оставления “земли” позади и возвращения “домой” в место, называемое “небеса”.

Эта вера настолько сильна во многих популярных проповедях, литургиях и гимнах, что для многих людей становится шоком, когда им говорят, что ранние христиане просто не так смотрели на вещи. Для первых христиан воскресение Иисуса положило начало новому Божьему творению в мире, начав исполнение молитвы, которой Иисус учил своих последователей, в которой Божье Царство придет “на земле, как на небесах”, и предвосхищая “новые небеса и новую землю”, обещанные Исайей и обещанные снова в Новый Завет. С этой точки зрения, если позаимствовать остроумное название книги моего друга, "небеса", несомненно, важны, но это не конец света. Ранние христиане не очень интересовались, как интересовался наш мир, тем, что происходит с людьми сразу после их смерти. Вместо этого их чрезвычайно интересовала тема, о которой многие западные христиане сегодня совершенно забыли, а именно: окончательное новое творение, новые небеса и новая земля, соединенные вместе, и воскресение тела, которое создаст новых людей для жизни в этом новом мире.

Вопрос о том, как вы думаете об окончательном будущем, оказывает очевидное и прямое влияние на то, как вы думаете о задаче церкви в настоящее время и как она соотносится с текущим состоянием окружающей среды. Грубо говоря, рискуя показаться карикатурным, если вы полагаете, что нынешний мир пространства, времени и материи - это насквозь плохая вещь, тогда задача состоит в том, чтобы самому сбежать из этого мира и дать возможность сделать это как можно большему числу других. Если вы пойдете по этому пути, вы, скорее всего, придете к какой-то форме гностицизма; и единственное, в чем гностики не заинтересованы, это в улучшении участи человеческих существ или состояния физической вселенной в настоящее время. Зачем оклеивать дом обоями, если завтра его снесут?

На противоположном конце спектра некоторые теологи были настолько впечатлены присутствием и деятельностью Бога в современном мире, что предположили, что Бог просто хочет продолжать работать над этим, улучшать его, пока, в конце концов, он не станет идеальным местом, которое он имеет в виду. Поэтому задача христиан состоит в том, чтобы работать над программами социального и культурного улучшения, включая заботу о природной среде, чтобы Царство Божье пришло на землю и нынешний мир достиг того результата, который в конечном счете предназначен Богом.

Как я уже сказал, это, конечно, карикатуры, но кое-где они действительно существуют в реальности. Те, кто склоняется к тому или иному, регулярно поддерживают свой конец спектра, указывая на глупость тех, кто живет на другом конце. Вас не удивит, если вы узнаете, что я не хочу занимать ни ту, ни другую крайнюю позицию. Однако я не просто хочу занять некую золотую середину, а скорее возвышенную позицию библейской эсхатологии, доктрины о конечном будущем Бога, которая полностью выходит за рамки “или / или”, на которые может указывать такой спектр.

Но прежде чем я перейду к делу, позвольте мне немного проиллюстрировать это. Впервые я столкнулся с проблемой, которую рассматриваю сегодня, когда в начале 1980-х годов отправился на выходные с лекциями в Тандер-Бей, Онтарио. В то время я работал в Монреале, и меня попросили рассказать об Иисусе в его историческом контексте, о котором я читал лекции и который в конечном итоге превратился в мою книгу "Иисус и победа Бога". Но, к моему удивлению, главным вопросом, который люди имели в виду, был не смысл притч, или креста, или самого воплощения, а вопросы экологии и окружающей среды. Некоторые люди в церкви говорили, что нет смысла беспокоиться о деревьях и кислотных дождях, реках и озерах и загрязнении воды или изменении климата в связи с посевами и урожаями, потому что Иисус скоро вернется, и Армагеддон уничтожит нынешний мир. Мало того, что не было никакого смысла беспокоиться о состоянии экосистемы; на самом деле это было бездуховно, это была форма мирской суеты, которая отвлекала от реальной задачи Евангелия, которая заключалась в спасении и воспитании душ для духовной вечности. Сейчас я не могу вспомнить, какие ответы я давал на эти вопросы, но они остались со мной и являются частью фона нынешнего экологического кризиса.

Продолжение следует...

Это часть статьи Н.Т.Райта «Иисус грядет — Посадите дерево!». Чтобы прочитать полностью и в правильном порядке, воспользуйтесь навигацией ниже:
Начало
Наша ответственность в этом мире
Наша ответственность в настоящее время
Искупление Земли
Наше наследие: небеса или земля обетованная?
Мы — Божьи проводники обновления
«Второе пришествие». Начало
«Второе пришествие». Окончание
Новое творение Бога