Найти тему

Чудо возвращения. Вклад княгини в Андроников монастырь

Художественные ценности Спасо-Андроникова монастыря были разграблены после его закрытия. Уцелели лишь единичные памятники, вывезенные и вошедшие в состав собраний других музеев. Созданный в стенах этой древней московской обители в 1947 году Музей имени Андрея Рублева коллекции не имел, фонды в 1950-е годы формировались с нуля. Древнерусские памятники лицевого шитья в это время уже были музеефицированы. Тем удивительнее, что музею удалось приобрести ранний и выдающийся образец - палицу со сценой «Сошествия во ад» XV века.

ПАЛИЦА «ВОСКРЕСЕНИЕ – СОШЕСТВИЕ ВО АД». 1438/1439 год. Москва. Шелк, холст, золотные, серебряные и шелковые нити, шитье. 37 × 35 см. Вклад княгини Ульяны Михайловны, вдовы князя Василия Владимировича Углического и Перемышльского в Спасо-Андроников монастырь. КП 1103. Собрание Музея имени Андрея Рублева
ПАЛИЦА «ВОСКРЕСЕНИЕ – СОШЕСТВИЕ ВО АД». 1438/1439 год. Москва. Шелк, холст, золотные, серебряные и шелковые нити, шитье. 37 × 35 см. Вклад княгини Ульяны Михайловны, вдовы князя Василия Владимировича Углического и Перемышльского в Спасо-Андроников монастырь. КП 1103. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Палица - ромбовидный плат, деталь богослужебной одежды архимандрита или епископа. Сюжеты, которые украшают ее, могут быть различны. Палица с образом «Сошествия во ад», приобретенная музеем у частного лица, уникальна. Она не только имеет дату создания и имя заказчика, но и связана с древним Спасо-Андрониковым монастырем.

На шитом образе Христос окружен сферой, образуемой четырьмя концетрическими кругами. За руки Он поднимает из гробов коленопреклоненных Адама и Еву, а по сторонам изображены группы пророков и праотцев, среди которых цари Соломон и Давид, Даниил, Иоанн Креститель (справа). Слева из четырех фигур узнаются пророк Моисей и Авель с посохом. Над сферой склоняются с обеих сторон горы, над ними в верхнем углу палицы два ангела, держащие символы страстей Христа - крест и трость с губкой. Под ногами Христа в нижнем углу поверженные врата ада и орудия мук. По всей кайме палицы надпись, исполненная уставным письмом с датой и указанием "к спсу въ ндроников монастырь сíа полица при архимандрите фадеи дала кнѧгинѧ оулíана василíева володимро».

Таким образом, палица является вкладом в Спасо-Андроников монастырь княгини Ульяны, вдовы князя Василия Владимировича Перемышльского и Углического, младшего сына Владимира Андреевича Храброго, двоюродного брата и верного сподвижника Дмитрия Донского.

Художественная ценность палицы, закупленной музеем у частного лица за очень внушительную сумму в 1000 рублей, несомненна. Памятник, происходящий из Андроникова монастыря, вновь вернулся в эти стены. Датирующие надписи делают его одним из опорных памятников русского шитья XV века. Предположительно, вклад княгини Ульяны, последовавший вскоре после смерти свекрови княгини Елены Ольгердовны (†1437), имел поминальное значение, которому соответствует и сюжет «Сошествие во ад». Отдельные детали лаконичной и одновременно выразительной композиции палицы перекликаются с известными московскими памятниками начала XV века. Лики сохранились плохо, но, насколько можно судить, они исполнены в традициях московской школы.

___

Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!