Трассы uST с беспилотными электромобилями называют транспортом будущего, новым уровнем мобильности и безопасности. Этой технологией интересуются во многих странах мира. Целый ряд российских регионов также рассматривает возможность внедрения системы на своей территории.
Мы поговорили с представителями компании Unitsky String Technologies Inc. о транспортно-инфраструктурном комплексе uST — его уникальности, преимуществах перед другими видами транспорта и перспективах развития.
— Что представляет собой транспортно-инфраструктурный комплекс uST?
— Трассы uST — это современные коммуникационные решения в эстакадном исполнении. Разработка принадлежит Unitsky String Technologies Inc., инжиниринговой компании из Беларуси. Перевозка пассажиров или грузов в автоматическом режиме осуществляется на высоте не ниже 6 метров над землей при скорости до 150 км/ч. Опоры, на которых базируется рельсо-струнная путевая структура, могут располагаться друг от друга на расстоянии до 2 км. Электромобили на стальных колесах способны преодолевать всевозможные преграды, включая овраги и широкие реки; проходить над жилыми и промышленными зданиями, линиями электропередач и дорогами.
— Чем трассы uST отличаются от похожих систем, например, от канатной дороги?
— UST Inc. предлагает абсолютно новый формат мобильности, требующий значительно меньше средств на производство и эксплуатацию в сравнении со многими существующими транспортными эстакадными системами (в том числе канатными дорогами) и отличающийся экологичностью и безопасностью. Несущие конструкции гармонично интегрируются в инфраструктуру городов и пригорода, оптимизируя логистическую систему без необходимости выделения дополнительных площадей, а также пересмотра конфигурации действующих транспортных и энергетических сетей, схем расположения жилых и производственных зданий.
Юнимобили, как и кабинки канатной дороги, передвигаются на втором уровне, однако между этими двумя транспортными системами есть существенные различия. Решения uST превосходят «канатку» по мобильности и энергоэффективности. А расходы на строительство трассы uST на одном и том же маршруте составят до 50% стоимости возведения канатных дорог.
Юнимобили курсируют на линии со скоростью до 150 км/ч. Канатная дорога по этому показателю существенно уступает — 40 км/ч. Еще канаты большинства известных в мире систем необходимо полностью заменять как минимум каждые десять лет. Срок эксплуатации путевой структуры uST в свою очередь составляет порядка 50 лет. Уровень безопасности также выше у юнимобилей.
— Где сегодня уже применяется данная система? Какие проекты находятся в разработке или, возможно, в стадии реализации?
— Увидеть транспортно-инфраструктурные комплексы uST и даже проехать на юнимобиле можно в ЭкоТехноПарке (ЭТП) — центре практической реализации и демонстрации технологий uST в условиях умеренного климата. Расположен он в городе Марьина Горка (Беларусь) на площади более 30 га. В центре проводятся научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, касающиеся транспортно-инфраструктурных комплексов в эстакадном исполнении.
В городе Шардже (ОАЭ) находится центр испытаний и сертификации uSky, где также представлены транспортно-инфраструктурные комплексы uST. Летом 2021-го здесь успешно прошли мероприятия по сертификации на соответствие комплекса требованиям безопасности. Заключение было сделано независимой международной организацией TUV SW.
В общей сложности реализовано (спроектировано, построено и введено в эксплуатацию) 6 транспортно-инфраструктурных комплексов uST. Модельный ряд юнимобилей представлен 12 вариантами электромобилей на стальных колесах различной пассажировместимости и дизайна. Каждый комплекс оснащен необходимыми элементами и системами: пассажирскими станциями, сервисными центрами, диспетчерскими, погрузочными и разгрузочными терминалами, автоматизированной системой управления, системами энергообеспечения.
За рекордно короткие для отрасли сроки, всего за 6 лет с момента создания, компания успешно перешла от стадии стартапа к стадии бизнеса. Для сравнения, на разработку комплекса Transrapid (магнитно-левитационного поезда) потребовалось 22 года — со старта работ в 1969-м до заявления о готовности к внедрению в 1991-м. Первый коммерческий проект с применением данных решений был запущен в 2002 году, через 33 года после декларируемой даты начала разработок.
На разработку самолета A380 ушло не менее 10 лет. Создание новой модели автомобиля занимает около 5 лет. Компания UST Inc. начала вывод своего продукта на рынок в 2021 году. Условной датой завершения работ над созданием продукта можно считать 25 августа 2021-го, когда компанией-разработчиком был получен сертификат от независимого эксперта — компании TUV.
Сегодня уже выполнено несколько заказов — подготовлены технико-экономические обоснования проектов с применением технологий uST, ведутся проектные работы. Параллельно проходят переговоры с представителями разных стран, заинтересованных во внедрении решений на своей территории. Например, прорабатываются решения, связанные с применением технологии uST в Индонезии и регионе Юго-Восточной Азии, продолжаются переговоры с представителями регионов и крупными девелоперскими компаниями в России.
— С какими конкретно субъектами РФ в данный момент обсуждается возможность реализации такого проекта?
— В настоящее время ведутся переговоры с представителями более чем 10 регионов Российской Федерации. Подробности являются коммерческой тайной и могут быть озвучены только при обоюдном согласии сторон, при достижении принципиальных договоренностей по существенным аспектам сделок.
— Насколько в целом подобная система актуальна для России?
— В России перспектива внедрения транспортно-инфраструктурных комплексов uST актуальна по нескольким причинам: сложный рельеф, необходимость соединения разнобережных регионов, непростые погодные условия, особенно в условиях Крайнего Севера и Арктики.
— Известно, что в феврале представители Unitsky String Technologies Inc. встречались с руководством Забайкальского края (об этом сообщили власти региона) и предложили строительство подвесной эстакады на границе с Китаем — через р. Аргунь. В данном случае ее рассматривают как альтернативу стальной магистрали с мостом. Каковы преимущества трассы uST в сравнении с железной дорогой при пересечении водных преград?
— Да, использование железнодорожного транспорта для преодоления водных преград требует строительства мостов, что влечет за собой значительное удорожание любого подобного проекта. Решения uST могут преодолевать реки, ущелья и иные препятствия без дополнительных поддерживающих конструкций. Длина пролета между опорами комплексов uST может достигать 2 км. Тем самым обеспечивается значительная экономия, так как материалоемкость рельсо-струнной эстакады uST ниже, чем конструкции железнодорожного моста. Дополнительный экономический эффект достигается за счет автоматизации и уменьшения количества персонала.
Кроме того, благодаря трассам uST, организация транспортной коммуникации упрощается вне зависимости от типа рельефа. Допустимый уклон пути в стандартном исполнении может достигать 15 градусов (в специальном исполнении возможен больший уклон), в то время как для железной дороги этот показатель не должен превышать 1 градуса. Если местность холмистая, прокладка железнодорожного полотна затрудняется, а также возрастает объем земляных работ.
Технология uST может стать эффективной альтернативой железнодорожным перевозкам. Комплексы uST в эстакадном исполнении устойчивы к сложным погодным условиям, что позволяет эксплуатировать их в круглогодичном режиме. По сравнению с традиционными рельсошпальными решетками и существующими рельсо-струнными эстакадами на создание трассы uST необходимо значительно меньше материала.
Решения UST Inc. отличает и конкурентная цена при большей производительности. Эксплуатация, благодаря в том числе высокой энергоэффективности, выходит значительно дешевле. Отличает рельсо-струнную эстакаду и высокая скорость — юнимобиль разгоняется до 150 км/ч. В свою очередь скорый пассажирский поезд в среднем — до 90, а ускоренный – до 140 км/ч. При этом комплекс uST с автоматизированной системой управления выступает в качестве безопасной альтернативы традиционным поездам.
В отличие от железнодорожных составов юнимобили курсируют на втором уровне, что повышает надежность перевозок, так как вероятность столкновений сводится практически к нулю. Более того, строительство и последующая эксплуатация трасс uST не оказывают существенного негативного воздействия на окружающую среду.
— Какие виды грузов можно перевозить по трассе uST?
— Рельсо-струнные эстакады и электромобили на стальных колесах подходят для перевозки навалочных, наливных, штучных и специальных грузов. Решения uST могут применяться для транспортировки морских контейнеров длиной 20 и 40 футов.
— Могут ли на одной линии использоваться электромобили для перевозки разных видов груза и пассажиров?
— Электромобили на стальных колесах uST, как и традиционные поезда, могут собираться в составы — в механическую или электронную сцепку с разным количеством и типом юнимобилей. При этом они могут следовать друг за другом с минимальным интервалом для увеличения пассажиропотока. На одной трассе могут использоваться юнимобили, предназначенные для пассажирских и грузовых перевозок. Автоматизированная система управления отвечает за безопасность передвижения.
В статье использованы изображения и видео Unitsky String Technologies Inc. / ust.inc