Древняя легенда гласит: стая птиц с медными клювами и когтями (птиц хищных и агрессивных, пожиравших животных и даже людей), спасаясь от волчьей стаи, выбрала себе местом жительства Стимфалийское озеро с заболоченными берегами. Ужасные мучения причиняли эти птицы местным жителям: убивали и пожирали скот, разоряли посевы; их перья и помёт настолько загаживали землю, что посевы не могли взойти. Даже люди не могли от них спастись, клювы и когти птиц пробивали металлическую броню, и птицы пожирали людей.
Геракл взялся за подвиг избавления от стимфалийских птиц, но добраться до птиц не смог. На помощь ему пришла богиня Афина: принесла она ему кимвалы (по разным версиям это могли быть также тимпаны, и даже кроталы – греческий вариант индийских караталов), сделанные из меди. Подняв с помощью данных богиней инструментов большой шум, Геракл заставил птиц взлететь, и начал поражать их стрелами. Часть птиц погибла, оставшиеся же навсегда оставили Стимфалию, и улетели на остров Ареса в дальних краях.
Впрочем, местная легенда гласит, что стимфалийских птиц прогнали местные жители, заставив птиц улететь, по совету Финея, с помощью кроталов, издававших непрерывный грохот.
Согласно "Описанию Эллады" Павсания (II век н.э.), в Стимфалии существовал храм Артемиды, на кровле которого были изображены стимфалийские птицы, а за этим храмом стояли мраморные статуи девушек с птичьими ногами.
Каково же значение этих древних символов? И имеют ли они отношение к Посвящениям в Мистерии? – Да, конечно, имеют.
Стимфалийских птиц нередко отождествляют с сиренами и гарпиями, которые, согласно легенде, выглядели точно так же – как женщины с птичьими ногами и крыльями. Так же выглядели и керы, тонкоматериальные существа (о которых мы уже рассказывали в одном из наших материалов), имевшие отношение в том числе и к Посвящениям в Мистерии.
Таким образом, одно из истолкований мифа очевидно: человек страдает от страстей (последствий своих дурных наклонностей), и должен бросить им вызов, сразиться с ними, и заставить убраться, так же, как, например, Геракл сражался с Керами. Страсти раздирают нашу душу, и могут привести к её гибели. Помёт и перья стимфалийских птиц символизируют "продукты жизнедеятельности" низших чувств человека, которые подавляют все высшие проявления, полезные всходы, обрекая нас на (духовный) голод. Побеждённые и изгнанные гарпии, согласно легенде, вернулись "к себе", на остров Крит, в Диктейскую пещеру, в которой некогда скрывался новорожденный Зевс – и где проходили знаменитые в древности Мистерии.
Известно, что Финей, совет которого помог избавиться от стимфалийских птиц, был прорицателем, ослеплённым Богами (символ прорицателя, ослеплённого Богами означает ясновидца, глаза которого, говоря образно, закрылись для вещей обыденных, но открыты для духовного мира, таковым был, например, Тиресий). По одной из версий мифа, Финей должен был выбрать между зрением физическим и зрением духовным – подобно дренескандинавскому богу Одину, который отдал один из своих глаз за обретение Мудрости.
Финея мучили гарпии, птицы с женскими телами и головами, похищая часть его пищи, а оставшуюся часть загаживая и делая непригодной, из-за чего он страдал от голода. Финея спасли его родственники, аргонавты Зет и Калаид, имевшие крылья, прогнав гарпий навсегда, и в благодарность он открыл им безопасный путь в Колхиду.
Другой вариант мифа говорит о том, что у Финея от первой жены Клеопатры было два сына, и по наущению второй его жены (которую звали Идея) он убил, или заключил в тюрьму, или ослепил сыновей от первой жены, а по некоторым источникам, и саму первую жену. Клеопатра – дочь бога северного ветра, Борея; Идея – дочь смертного человека, царя.
Существует также рассказ о том, как Финей закопал своих первых сыновей (от дочери бога) в землю наполовину, и приказывал бичевать их. Когда аргонавты, дети бога северного ветра Борея Зет и Калаид (братья Клеопатры) посетили Финея, они освободили невинных, оклеветанных его сыновей, а самого Финея ослепили, или убили. Идею, виновницу произошедшего, наказывать не стали, но отправили к её отцу, где она и скончалась. Также рассказывают, что Асклепий, бог исцеления, бывший среди аргонавтов, исцелил сыновей Финея, а по одной из версий – и самого Финея от слепоты.
Один из вариантов понимания этой истории таков: Финей, символизирующий человеческое "я", имеет, подобно древнеиндийскому царевичу Панду, двух жён, и детей от обеих. Каждая из жён символизирует высшую (Клеопатра) и низшую (Идея) природу, а дети Финея от них – это части человеческой души, высшие – от высшей, и низшие – от низшей природы. Низшая часть нашей души подавляет высшую, заставляет нашу личность (Финея) заключить в темницу, ослепить, мучить высшую часть нас же самих, "закопать до половины в землю", т.е. погрузить в земное и низшее состояние, лишив возможности жить нормально и двигаться; как результат мы становимся слепыми, как Финей, не видим мира духовного, и мучаемся от голода, не получая духовной пищи.
Страдающий Финей воззвал к Небу. Помощь и избавление приходит к нему от Божественных существ, "родственников" Финея (точнее, родных братьев подавленной "жены" Финея, Клеопатры), и в результате, высшие части души освобождены, исцелены Асклепием, который был не только богом медицины, но и божеством духовного исцеления. Эти высшие части души, "дети Финея" высшей природы, освобождённые и исцелённые, присоединились к аргонавтам в их духовном путешествии к Великой Цели. Сам же Финей, земная личность, либо убит (т.е. полностью подчинён), либо исцелён Асклепием, и прозрел.
Существуют и другие "ключи" к пониманию этих символов, например, повествующие о древней истории человечества (истории времён Третьей расы). Также символика полуптицы - получеловека имеет совершенно особое истолкование, имеющее "следы" в древнем Египте, в древнем Иране, и у древних славян (птица Сирин, птица Алконост). Об этом – в одном из наших будущих материалов.
Дорогие читатели, если статья вам понравилась, не забывайте поставить "лайк". А также подписывайтесь, комментируйте.