#культура #поэзия #хлебников
Из мешка на пол
Рассыпались вещи.
И я думаю, что мир —
Это только усмешка,
Что теплится
На устах повешенного.
Нет, это не иное прочтение мира, просто эпиграф к новой статье.
Велимир (Виктор) Владимирович Хлебников остаётся для русской литературы фигурой, мягко говоря, странной и неоднозначной.
Это поэт для поэтов.
В своих полуголодных странствиях Велимир зачастую терял бумаги со стихами, которые хранил в сумках, в наволочках...
Можно сказать, Хлебников хотя бы где-то сохранил записи, просто потому что дружил с Маяковским. Вдвоём поэты даже основали группу "будетляне", названную словом, изобретённым угадайте кем.
Изобретать слова — вообще второе имя Велимира Владимировича.
Заимствуя корни из древнерусских или даже современных ему слов, поэт рождал свои собственные (например, "смехачи" и "смеево" от корня "сме").
Не трудно догадаться, что и поэзия Хлебникова не отличается особой связью с реальностью и всегда парит где-то высоко в ночном небе.
Давайте сразу фрагментарно разберём один из больших текстов поэта, написанных вольным размером — "Ручей с холодною водою...".
Я не буду подробно останавливаться на завязке и экспозиции.
Скажу лишь, что по сюжету стихотворения двое людей скачут на допрос Чека.
Ручей с холодною водою,
Где я скакал, как бешеный мулла,
Где хорошо.
Чека за сорок вёрст меня позвала на допрос.
Далее сквозь ценность природы и опасность "горных ущелий" всадники ведут свой путь, преодолев который, расходятся восвояси.
Встречая "растений храмы" и "дикий виноград", герой постепенно покидает родную землю.
Овраги, где я лазил, —
Мешки русла пустого,
Где прятались
Святилища растений.
Отдельного сосредоточенного внимания заслуживает финальный эпизод. Лирический герой не просто говорит "Прощайте все!", он буквально чувствует на себе каждую минуту пребывания в селе, рядом со стогами сена и коровами. Крайне выразителен слог автора, который подмечает мельчайшую деталь в окружении и, кажется, в целом мире.
Прощайте, вечера,
Когда ночные боги — седые пастухи —
В деревни золотые
Вели свои стада,
Бежали буйволы,
И запах молока
Вздымался деревом на небо
И к тучам шёл!..
Прощайте, чёрно-синие
Глаза у буйволиц
За чёрною решёткою
Ресниц,
Откуда лились
Лучи материнства
И на телёнка,
И на людей!..
Прощай, ночная темнота,
Когда и темь, и буйволы
Одной чернели тучей,
И каждый вечер натыкался я рукой
На их рога крутые —
Кувшин на голове
Печальнооких жён
С медлительной походкой!..
"Ручей с холодною водой..." — не просто стихотворение или эпос.
Это поэма о величии души, о детстве, о значимости мира.
К слову, не в первый и не в последний раз в творчестве Хлебникова встречается образ "нёсших кувшин".
Совсем иное его стихотворение — "Чудовище, жилец вершин..." —
на мой взгляд сразу даёт понимание: все наши страхи выдуманы, ведь мы можем создать их себе в любую минуту.
Пара четверостиший передаёт образ вымышленного существа, "чудовища-урода" с "ветвями косматых рук". И мы осознаём, что любой кошмар внутри своей головы можно также создать и излечить, как поэт создаёт своего собственного монстрика.
Чудовище, жилец вершин
С ужасным задом,
Схватило нёсшую кувшин
С прелестным взглядом.
Она качалась, точно плод,
В ветвях косматых рук.
Чудовище-урод довольно:
Тешит свой досуг!
На самом деле ни один поэт не находит такой иносказательной черты для своего творчества, как это делает Велимир Хлебников.
Неудивительно, ведь ничего сближающего с "реальным" миром в душе творца не было. Точнее, все навыки, полученные при обучении в институте, Велимир Владимирович использовал для обустроения своих метафизических замыслов.
Физико-математический факультет дал поэту возможность исследовать время и пространство. Он искал закономерности в исторических событиях, обнаруживал факты и строил на них свои гипотезы.
Историко-филологический факультет позволил изобретать слова, создавать собственный язык, тем более что удивлять читателя неожиданностью слога Хлебникову не привыкать.
Давайте напоследок разберём очень интересное стихотворение, написанное в мистическом ключе, с соответствующим заглавием "Призраки".
Как я думал, на бумаге этот текст должен выглядеть следующим образом.
Я конский череп. Я на липе.
Вот белены напиток. Выпей.
Бег крови я. Текут чернила.
Меня чернильница пленила.
Казалось бы, стихотворение об ином восприятии мира. Что тут такого, когда речь идёт о Велимире Хлебникове?
Я думал, лирический герой в произведении один.
И именно с ним происходят разные метаморфозные размышления.
Я только в зеркале живу,
Когда сверкает наяву.
Я оценил всё за пятак
И осуждён иметь пятак.
Каково же было моё удивление, когда я открыл текст и увидел это...
1-й: Я конский череп. Я на липе.
Вот белены напиток. Выпей.
3-й: Бег крови я. Текут чернила.
Меня чернильница пленила.
4-й: Я только в зеркале живу,
Когда сверкает наяву.
6-й: Я оценил всё за пятак
И осуждён иметь пятак.
То есть, это пьеса! (выясняется!) И если уж в ней есть лирический герой, то лишь как слышащий голоса, взывающие к нему.
18-й: Гнусавлю я, прыгаю, квакаю.
Кажусь я ненужной ломакою.
19-й: А я смотрю на всех пилой.
Я немного плохой и гнилой.
Причём каждый из призраков (вот он, смысл названия, держите его!) вещает совершенно о разном. 1-й вроде как зовёт слышащего к себе: "Вот белены напиток, выпей...". 4-й просто старается запугать. 6-й страдает из-за необратимых поступков при жизни. В таком случае и изобретённое автором слово "ломака" из речи 18-го становится понятным.
В общем, всё как в жизни медиумов.
25-й: Я изнурённая веками кляча.
Зачем я? Я, скажите, для ча?
26-й: Людским челном в объятья смерча
К вам прихожу, ваш сон поперча!
33-й: Храпеть, хрипеть,
Рыдать, стонать, шипеть —
Мы храп и хрип,
Мы шелест, шум и сип!
Я настаиваю на мысли, что поэзия Велимира Хлебникова — явление для русской литературы, мягко говоря, неоднозначное.
Желаю вам поглубже изучить творчество этого автора, ведь границ в нём нет, а горизонты лишь шире и шире.