Кроме осетин Россия не доверяла горцам военную службу. В своем большинстве они христиане и первыми покорились в период завоевания Северного Кавказа. Русский генерал грузинского происхождения Иван Абхазов проведя рейд против ингушей и осетин покорил последних еще в 1830 году. Были вооруженные столкновения в горных селах Кобанского , Дигорского, Куртатинского и Даръяльского ущелий, но они быстро завершились и Осетия согласилась на русское управление. Осетины как наиболее уязвимый народ в окружении горцев исповедующих ислам поняли, что лучше быть под защитой русских и крепости Владикавказ. Остальным горским народам военная служба заменялась денежным налогом. А для казаков Дона, Кубани, Терека и Сунжи служба в русской армии была обязательной и почетной. Среди казаков были и осетины. Так население терской казачьей станицы Новоосетинской состояло из осетин. С черкесами, чеченцами, ингушами и народами Дагестана русским пришлось воевать долго, но и они покорились царской власти.
В 1915 году русский царь Николай II подписал указ о мобилизации в России. На фронт первой мировой было призвано 5 млн человек в том, числе и из народов Северного Кавказа. Но среди ингушей, чеченцев и кабардинцев сразу начались волнения. Они не желали воевать в силу своего менталитета и генеральный штаб российской армии тут же прекратил принудительный призыв горцев.
Однако ранее был объявлен набор добровольцев в Кавказскую туземную армию, более известную как "Дикая" дивизия и днем ее формирования стало 23 августа 1914 года. Для бойцов дивизии имелись привилегии, а именно грабежи и насилия над врагом и населением захваченных территорий. По существу русская армия 1914 года поощряла мародерство, убийство и надругательство над пленными солдатами и захваченными людьми. В штатный состав соединения входило шесть полков по четыре роты ( в роте сто сабель) в каждом. Национальный состав был следующим. Это кабардинцы, чеченцы, ингуши и черкесы. В татарский полк входили азербайджанцы, а в дагестанский разные народы населяющие регион.
Первым командиром туземной дивизии указом Николая II был назначен великий князь Михаил Александрович Романов младший брат царя. Комдив был популярен и сам неоднократно бывал на передовой.
Личный состав полков, как правило имел тесные родственные связи. Это всегда способствовало взаимной помощи и выручке в бою. Если шла рубка с превосходящей по численности кавалерией австро-венгров то горцы не отступали, ведь в первых рядах были их родственники. Если кто-то выбывал, то на его место семья выставляла другого всадника. Это мог быть брат или племянник. Родство между всадниками укрепляло дисциплину и позволяло служить по принципу один за всех и все за одного. Семья Мальсаговых в ингушском полку насчитывала более тридцати всадников из числа своего рода. Все они были храбрые войны и внушали ужас врагу во время атаки.
На Юго-Западном фронте дивизия сражалась с венграми, австрийцами и сербами. Летом 1916 года дивизия находилась во втором эшелоне российских войск. Тогда линия соприкосновения проходила по реке Днестр. Противник оборудовал на своем берегу позиции для пеших стрелков и артиллерии будучи убежденным в невозможности форсирования реки. Австрийская кавалерия отошла в тыл, но разведчики знали, что они рядом в укрытии и готовы к внезапной атаке. Венгры и австрийцы игнорируя опасность на виду у русских купались на своем берегу, жгли костры и демонстрировали свое пренебрежение к противнику. Но именно в этом месте русский генерал Алексей Алексеевич Брусилов готовил свой знаменитый прорыв названый "Брусиловским".
В ночь на 30 мая 1916 года командир чеченского полка князь Д.К.Дадиани повел первую сотню к воде для форсирования. Горцы держались за гривы коней и тихо приближались к позициям врага. Над рекой стелился туман, но ржание и фырканье лошадей выдало приближение чеченского полка. Австрийцы подняли тревогу и стали бить картечью из орудий по атакующим. Командир полка понимал, что чем ближе к берегу тем сложнее австрийским артиллеристам вести прицельный огонь. Несколько снарядов разорвалось прямо перед цепью конников и тогда тела всадников и головы лошадей кусками разлетались обагряя воду кровью. Фланги полка уже были на берегу, но центр попав под шквальный огонь еще отставал. Понимая тяжелое положение близких родственников находящихся еще в воде, чеченцы сумевшие переправиться первыми стремительно атаковали австрийцев и венгров с флангов. Кавалерия вышла из засады и ударила горцев фронтальной атакой. Начинался рассвет, когда австрийские пушки замолчали из-за жестокой рубки на их позициях. Горцы рубились с конниками и одновременно с пехотой. Захватив сравнительно небольшой плацдарм князь Дадиани позволил сотням Черкесского, Ингушского, Татарского и второго Дагестанского полков стремительно переправиться на уже захваченный берег и оттеснить австрийскую кавалерию. Теперь все горцы лавиной атаковали отборные полки австрийцев обеспечив ввод русских войск первого эшелона. Командующий фронтом, генерал от кавалерии Алексей Алексеевич Брусилов дал высокую оценку боевой доблести туземной дивизии горцев всегда отмечая их мужество.
В отчетном рапорте князя Давида Константиновича Дадиани о результатах атаки его полка было указано: "Несколько сотен солдат противника взято в плен и обезглавлено". Так дикая дивизия расправлялась с побежденными врагами, а местное население считалось их личным трофеем. Австрийцы, немцы, венгры и сербы впадали в ужас зная о жестокости горцев России. Тогда же горцами взят в плен и будущий президент Югославии, унтер-офицер австро-венгерской армии Иосип Броз Тито. Благодаря тому, что он был ранен пикой его не убили. Воин "черкес" в восточной Европе ассоциировался с насильником и жестоким убийцей не щадящим никого. К марту 1916 года в дикой дивизии отслужили 7000 горцев из которых около 300 погибло. Ранеными в госпиталях числились 1490 горца включая офицеров. В январе 1917 года дикая дивизия была выведена в тыл и расформирована. Советская Россия сполна отплатит "благодарностью" героям первой мировой войны за их подвиги. Многие бойцы туземной дивизии и особенно те, кто имел царские награды будут репрессированы, а генерал Брусилов оставшись в Москве умрет в нищете в 1926 году. Его сын Алексей, офицер лейб-гвардии сгинет в застенках 1919 года, а его жену Варвару Котляревскую (невестку генерала) расстреляют в 1938 году. Бывший командир туземной дивизии Михаил Александрович Романов будет арестован и вывезен в Пермь. Ночью 13 июня 1918 года его расстреляют по решению ВЧК в лесу у деревни Малая Язовая.