Найти тему

Музыкальная школа – кошмар наяву? Практические советы профессионала о том, как учить и учиться музыке с радостью

Автор, 2010
Автор, 2010

Перечитав в Дзене статьи о том, как всё-таки «страшно и ужасно» учиться в музыкальной школе, просто невозможно остаться в стороне, не предприняв попытку реабилитировать объективное впечатление о дополнительном музыкальном образовании.

«Учитель – тиран! Ничему не учит, а требует!» Откуда такая дикость?

Первая ответственность за качество обучающего процесса, как ни странно, лежит не на преподавателе и даже не на ученике. А на родителе.

Первое, что должен выяснить и понимать именно родитель – уровень способностей своего ребёнка. Объективно, без прикрас.

Безусловно, совершенно «бесчувственных» и «глухих» детей не бывает, но, тем не менее, есть определённый набор качеств и предрасположенностей ребёнка, по которым определяется его профпригодность или профнепригодность. При этом, даже профнепригодный в музыкальной сфере ребёнок абсолютно может заниматься музыкой, только не для профессии. Просто задачи и цели уже будут иными, и динамика развития взаимоотношений в кольцевой схеме «учитель – ученик – родитель – учитель и т.д.» соответственно тоже. Проблемы зачастую получаются именно от того, что этих взаимоотношений как таковых не складывается. Нет возможности выяснять и решать вопросы сразу по мере их возникновения. Они копятся, а в итоге – «виноват учитель».

Нужно понимать, что у учителя таких учеников 10 человек, а может и 20, он просто не в состоянии вести подробный отчёт и докладывать о каждом из них его родителям, которые не всегда этим интересуются в связи с загруженностью или ложным представлением о том, что учить ребёнка музыке исключительно задача учителя, а родитель только будет судить по результатам, насколько правильно учитель справляется со своей задачей. Нет! В музыке так не выйдет. И совершенно не важно, имеется ли у родителей подробное представление о музыке или какое-либо музыкальное образование.

Помимо индивидуальных занятий, невероятно важна система организации и создания благоприятных психологических и фактических условий для занятий музыкой ребёнка в повседневной жизни. Учитель в этом бессилен. Это целиком ответственность родителей, особенно на первых этапах.

Задача преподавателя определить уровень целесообразности занятий ребёнка в музыкальной школе и донести до родителя приблизительный «прогноз»

Именно из этого следует дальнейшее совместное решение учителя и родителя, какого плана придерживаться: направленного на выработку профессиональной «сноровки» или плана элементарного знакомства с музыкой в общем смысле этого понятия.

Ведь зачем учителю напрягаться там, где его колоссальная интеллектуальная энергия пойдёт в никуда? И напротив – в случае с профессионально направленной подготовкой нужно максимально вкладывать в ученика базу, но ровно настолько, насколько он может её воспринять на этом этапе, и в той форме, которая до него «доходит».

«Меня мучили музыкалкой»

Как преподаватель, профессиональный музыкант, за плечами которого без малого двадцать лет трудного, но добровольного образовательного пути – я выступаю против насильного приобщения детей к музыке!

Но… Насилие музыкой. Звучит как-то странно, не правда ли? Каким образом урок музыки приобретает недопустимое значение для ученика? Что-то пошло не так. Вопрос в том, как не сделать процесс обучения инструментом умственного и морального давления на ребёнка? И если уж ребёнку настолько не интересна музыка (что говорит о его минимальной предрасположенности к ней), зачем гнать его в музыкальную школу? Одно дело, если ребёнок способный, но ленивый, хотя в этом случае он никогда не откажется от музыки в полном смысле этого понятия. И другое дело, когда родители буквально издеваются над «музыкально бесталанным» чадом, не понимая, что в дальнейшем именно из этих «кирпичиков» складывается какое-то совершенно жуткое представление о процессе обучения в музыкальной школе.

Здесь ответственность, конечно, так же лежит на учителе, который должен отслеживать, как его методика обучения влияет на ребёнка психологически, насколько она эффективна с чисто профессиональной стороны.

Если что-то не идёт, значит нужно искать правильные пути, определять и устранять причину проблемы, работая не над устранением следствия, а непосредственно с причиной.

Например, если у ребёнка застопорилось техническое развитие аппарата (то есть рук), нужно не попрекать его и пугать, давая ему ещё больше непонятных ему этюдов, при этом не разъясняя ему как именно происходит технический процесс их исполнения, а – искать зажимы, работать непосредственно с ними. А в теле ли они вообще? А если в голове? Иначе, можно просто «сломать» руки ребёнку, превратив его жизненный опыт с «музыкалкой» в серьёзную травму детства.

Выводы для родителей и учителей

Чтобы музыкальная школа могла исполнить положительную роль в жизни ребёнка, родители должны понимать, что знакомство с музыкой, это тонкий и непредсказуемый процесс, прежде всего обогащающий на уровне восприятия, развивающий внутренний мир. Здесь на первом месте — привить любовь к самому понятию музыки, изначально не делая её средством достижения каких-либо целей. Проблемы будут возникать всегда, так как учиться хоть и интересно, но это напряжение. Дети не умеют напрягаться, им нужно помочь «войти в процесс». И важно, чтобы разрешение любых трудностей двигало ребёнка навстречу музыке а не наоборот, отталкивало от неё. Но, не без капли иронии, скажу, что не завидую я именно тем родителям, чьи дети окажутся музыкально одаренными...

Для того, чтобы преподаватель мог находить возможные подходы к тем или иным задачам, чтобы учитель музыки стал другом для своего ученика, нужен определенный уровень педагогической и музыкально-профессиональной компетенции. Здесь недостаточно знать, как учить. Нужно быть практиком, знать, как играть. Если не хватает личного опыта, интуитивной силы, если методики «не работают», – нужно искать. Нужно искать в любом случае. Читать, смотреть, слушать. Работать за инструментом самим. Нужно постоянно повышать свой профессиональный уровень, растить своё внутреннее чутьё. Если речь идёт о пианистической школе, постигать труды великих мастеров, таких как Нейгауз, Гольденвейзер, Фейнберг, Землянский и т.д. Нужно интересоваться, вдохновляться, быть учителем-творцом! Или не быть им вообще.

Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!

Анастасия Шляховая