Найти тему

Советский блокбастер, или лучшая экранизация "Тихого Дона"

Данная экранизация долгое время (а возможно, и до сих пор) считалась канонической. В послевоенные годы для общественного восприятия представал уже завершённый текст романа, на который и опирается в своём фильме режиссёр Сергей Герасимов.

Во второй кинематографической версии «Тихого Дона» Сергей Герасимов ставил меред собой задачу воссоздать образно-смысловое содержания произведения «во всей глубине и объёмности, ничего не упрощая ни в характерах, ни в конфликтах, ни в проблематике» [Герасимов С. Жизнь. Фильмы. Споры. – М., 1971. - С. 164].

При этом не следует понимать эту задачу как стремление создать иллюстративную версию литературной первоосновы. Главный вектор режиссёрского замысла и работы актёров здесь видится в высвечивании средствами кинематографа эпической картины мира, воплощённой в романе

«ТИХИЙ ДОН»

Экранизация 1957-1958 представляет собой трехсерийный кинофильм.

Aвтор сценария и режиссер-постановщик - С.Герасимов. Однако первоначально Герасимов и Киностудия им М. Горького предлагали написания сценария самому Шолохову, но автор отказался и одобрил кандидатуру Герасимова.

Съемки «Тихого Дона» начались в августе 1956 года. Первыми были сняты интерьерные эпизоды, декорации для которых были сооружены в павильонах Киностудии имени Горького. После завершения павильонных съемок, в начале октября съемочная группа обосновалась неподалеку от города Каменска-Шахтинского, на хуторе Диченске.

Снимать картину в этих местах Герасимову посоветовал сам Шолохов, который активно консультировал режиссера, давал существенные комментарии по сценарию, рекомендовал к сотрудничеству редакторов, которые работали над выпуском романа в 1950-е годы. Справедливым будет оговориться, что Шолохов очень болел за все экранизации душой и ревностно относился к свои произведениям, отстаивал важные эпизоды и стремился исключать "клюкву".

Общая информация
Общая информация

Рядом с Диченском был «построен» хутор Татарский — казачьи курени и широкий майдан с церковью, а немного поодаль — усадьба Листницких. В Каменске-Шахтинском были возведены декорации вокзала и привокзальной площади Новочеркасска, а также станций Нарва и Разгон. В массовых сценах были задействованы местные казаки, а актеры почти всё свободное от съемок время проводили среди станичников, общаясь с ними и перенимая их манеру говорить, жесты, походку.

Экранизация «Тихого Дона» в существенных явлениях и событиях показала зрителям историческое состояние донского казачества, а если шире и точнее русского народа в годы революций и Гражданской войны. Фильм вслед за романом — свидетельство, имеющее неоспоримое историко-художественное значение и на тот период развития киноискусства - новаторский, ценный опыт. Герасимов, стараясь сохранить и развить историзм Шолохова, остановился на форме киноромана: фильм отражает жизнь в процессе потрясения, социального и психологического противостояния.

Вариант 1958 года, снятый Сергеем Герасимовым, отличается от первой экранизации и полнотой истории, и самим подходом к съемкам. В фильме усилена идеологическая линия, что, с одной стороны, затягивает действие, с другой — усложняет и углубляет картину, ведь роман Шолохова интересен именно своей многослойностью.

Первая серия фильма (как и ранняя экранизация «Т. Д.») целиком умещается в рамках первой части романа. Акцент сделан на взаимоотношениях Григория и Аксиньи.

Актёрский ансамбль для Герасимова имел первостепенное значение. Каст фильма поистине "звёздный". B экранизации задействованы почти двести персонажей. Современному зрителю работа актеров может показаться наивной, но это не лишает ленту колорита и не портит общей атмосферы.

Многих исполнителей Герасимов буквально «вылепил» своими руками, учитывая каждую мелочь в поведении, внешнем виде, говоре. Можно посмотреть тут, как режиссёр работал с актёрами.

Герои
Герои

Образ Григория Мелехова, созданный в фильме С. Герасимова актёром Петром Глебовым, в течение многих десятилетий идентифицировался в массовом восприятии как «портрет» главного героя романа. То, что образ Григория Мелехова становился визуально узнаваемым на уровне определённого портретного стереотипа (и мифологемы особого вида), по-своему маркирует процессы общественного восприятия, где роман обретал статус одного из «национальных образов мира» в российской культурной специфике. И всё это невзирая на то, что актёр был вдвое старше своего героя! Глебову на момент старта съемок было 42 года! Но как же он хорош в роли Григория!

На роль Аксиньи пробовались выпускница курса Сергея Герасимова Нонна Мордюкова и уже сыгравшая возлюбленную Григория Мелехова в картине 1931 года Эмма Цесарская. Выбор в пользу Элины Быстрицкой сделал Шолохов. Посматривая кадры с пробами разных актрис, он, увидев на экране Быстрицкую, воскликнул: «Так вот же Аксинья!» Элине Быстрицкой для роли Аксиньи необходимо было заметно поправиться, что актрисе удавалось с трудом. Кроме того, ее изящные, «городские» руки мало походили на сильные, привычные к тяжелому крестьянскому труду руки ее героини. Поэтому Быстрицкая перед съемкой эпизодов с ее участием занималась стиркой белья вручную и ходила с коромыслом на Донец за водой. Вообще уровень профессионализма Быстрицкой, степень её вживания в роль достойны восхищения. Можно посмотреть фрагмент её интервью о съёмках. Ничем не хуже Кристиана Бейла!

Первым зрителем картины стал автор романа. В станицу Вёшенская, где жил писатель, привезли копию только что смонтированного фильма, и Шолохов посмотрел сразу все три серии.

Отзыв Шолохова на фильм
Отзыв Шолохова на фильм

На большой экран фильм вышел 26 октября 1957 года.

В год выхода на экраны «Тихий Дон» стал абсолютным лидером отечественного проката, собрав в кинозалы почти 47 миллионов зрителей, и занял 45 место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.

Лучший советский фильм дважды!
Лучший советский фильм дважды!

Фильм заслуженно считается одним из шедевров отечественного кинематографа. Признаться честно, это моя любимая экранизация романа. Возможно, это связано с тем, что она была в моей жизни первой. Как и у большинства людей советской эпохи, собственно. Известно, что не все литературоведы разделяют мой восторг, и делают это вполне справедливо: не везде режиссёр идёт за шолоховским текстом, фильм тенденциозен. Но для 1958 года этот фильм, по моему скромному мнению, не имеет и не может иметь равных при всех недочётах.

Спасибо, что дочитали!
О предыдущей экранизации можно почитать здесь. О последующих - здесь и вот тут.
Если Вам понравился этот материал, рекомендую подписаться на мой канал, потому что впереди нас ждёт ещё ряд статей о других экранизациях "Тихого Дона" и иных произведений литературной классики.
Источники
Источники