Найти тему
Книги. Издательство АСТ

«Дольше» против «быстрее»: какими бывают бестселлеры?

Конкуренция в мире книг велика. Но даже авторам, которые находятся на вершине коммерческого успеха, не часто удается сделать его стабильным. В чем же разница между просто «выстрелившей» книгой и лидером продаж вдолгую?

Так нейросеть представляет себе «книги-бестселлеры»
Так нейросеть представляет себе «книги-бестселлеры»

В 1895 году американский редактор Гарри Тьюрстон Пек на страницах редактируемого им журнала Bookman впервые издал список Best seller books (англ. «наиболее продаваемые книги, лидеры продаж»).

Публике новация понравилась, и понеслось: каждый крупный журнал стал систематически создавать и обновлять свои списки лучших книг. Ежегодные. Ежемесячные. Еженедельные. А слово бестселлер быстро отпочковалось и зажило своей жизнью.

Так что же на самом деле делает книгу значимой для рынка? Ключевым критерием, увы, была и остается продаваемость.

Интересно, что последняя может иметь разный темп. Если книга на старте разлетается как горячие пирожки, а через полгода-год никто о ней уже не помнит, то такой бестселлер-однодневка называется фастселлер (от англ. fast – быстрый). За подобным стремительным продвижением на библиорынке нередко стоит удачный маркетинг.

Менее горячие пирожки – это лонгселлеры (от англ. long – долгий). Раскупаются неспешно, зато их вкус запоминается надолго. Тиражи лонгселлеров (и доходы от них у издателей) стабильны, как швейцарские часы.

Типичный пример лонгселлера нашего времени – это «Код да Винчи» Дэна Брауна. Роман возглавляет рейтинги двадцать лет подряд, а его совокупный тираж (без приквела и продолжений) составил уже более 81 млн экземпляров.

-3

На лонгселлеры тянет и добрая половина романов Стивена Кинга. В гонке за рейтингом неизвестно даже, кто больший тяжеловес – Браун или Кинг. Оба популярны, у обоих подавляющее большинство книг экранизировано.

-4

Хорошему лонгселлеру не приходится бороться за место на рынке, но добротный маркетинг может вернуть моду на когда-то и без того неплохо продававшуюся книгу/цикл.

Более или менее удачная адаптация (например, экранизация или видеоигра) способна резко масштабировать первоначальную армию читателей («Сумерки» Стефани Майер, «Ведьмак» Анджея Сапковского) или даже реанимировать интерес к хорошей книге, которая вышла давно (как произошло с «Дюной» Фрэнка Герберта).

-5

Какой-то явной системы в том, что именно становится лонгселлером, никто не выявил, но под занавес можно набросать дополнительных примеров.

Нередко лонгселлерами становятся книги, предлагающие помощь аудитории. Люди любят читать тексты, которые дарят избавление, утешение или решение каких-то насущных проблем («книги-советчики»). Кстати, не этим ли объясняется длительный успех романа Грегори Робертса «Шантарам»?

-6
Кадры из сериала  «Шантарам» (2022)
Кадры из сериала «Шантарам» (2022)

Интерес к лонгселлерам может подогреваться за счет выпуска не отдельным изданием, а в серии, скажем, «Лучшая мировая классика», «#правильные книги», «Библиотека всемирной литературы», «ЖЗЛ» и др. Или включением их в школьную/вузовскую программу.

Читательская аудитория, конечно, дама капризная. Может погнаться за однодневкой и не заметить нетленку. Но все же в факторах, которые делают книгу бестселлером, видимо, ключевое значение имеет попадание автора в важный нерв общества, а также некоторый писательский талант. Причем именно в таком порядке.

Напишите в комментариях, какими еще бывают лонгселлеры и какие еще книги (помимо очевидного: Библии и русской классики) вы бы отнесли к описанной категории.

Спасибо, что добрались до этого места. Если чтение вам понравилось или показалось полезным, то ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Это поможет алгоритмам Яндекса показывать вам больше материалов на близкие темы.