Найти тему
История живописи

Отставной военный и художник, вдохновленный Сибирью и ее красотами

В статье, где мы рассматривали с вами полотна с первым русским императором я уже показывал вам одну картину героя данного очерка. Сегодня же пришло время посмотреть на другие работы Николая Флориановича Добровольского и в целом узнать о нем побольше.

Точное место рождения художника не известно, везде указано только "Тамбовская губерния", год - 1837. Изначально художник был военным, закончил 1-ый московский кадетский корпус в год смены императоров в России - 1855. Далее сухие сводки выдают нам, что последующие восемь лет он служил в Стародубовском драгунском полку и закончил службу в звании поручика (соответствует современному старшему лейтенанту).

"Озеро Байкал", Н.Ф. Добровольский. Частное собрание.
"Озеро Байкал", Н.Ф. Добровольский. Частное собрание.

"На гражданке" Добровольский становится профессиональным фотографом и открывает несколько фотоателье: в Воронеже, затем в Москве и, наконец, в столице Российской империи Санкт-Петербурге. Причем уже на этом поприще судьба привела его к Академии художеств, потому как он стал ее официальным фотографом, с правом помещения государственного герба на свои фотографические изделия.

Переехав в столицу в 1868 году, он начинает совершенствовать свои навыки к живописи, к которой всегда тяготел. В начале это были частные уроки и самостоятельные занятия, а в 1874 году (когда ему будет уже 37 лет) он поступает вольнослушателем в Академию художеств, где проучится три года. За картину "Большая дорога (осенью)" он получит звание классного художника II-ой степени, а на следующий год эта картина будет экспонироваться на всемирной выставке в Париже.

"Большая дорога", Н.Ф. Добровольский, 1877. Краснодарский художественный музей.
"Большая дорога", Н.Ф. Добровольский, 1877. Краснодарский художественный музей.

Любопытно, что именно в год поступления в Академию Добровольский посетил и заграницу, а именно тот самый небольшой нормандский городок Вёль, в котором тогда находились Репин и Поленов:

Илья Репин упоминает художника в одном из своих писем в марте 1876 года, где рассказывает о том, как русские художники, находясь в Париже, работали в том числе и по керамике:

Дни сделались светлее, и работа пошла ходче; а когда устанешь, то в виде прогулки бежишь в керамическую мастерскую (занятно). Я сделал несколько русских исторических типов (на блюдах) и народных, раскупаются нарасхват, недавно чуть не подрались из-за одного чухонца, которого я изобразил на тарелке (Маковский оттягал)... Поленов сделал чудесную голову герцоговинки и очень симпатичных котов. Добровольский пишет кур и гусей, очень хорошо.
"Волга. Царев курган", Н.Ф. Добровольский, 1885. Музей изобразительных искусств Татарстана, Казань.
"Волга. Царев курган", Н.Ф. Добровольский, 1885. Музей изобразительных искусств Татарстана, Казань.
"На Волге. Жигули", Н.Ф. Добровольский, 1885. Частное собрание.
"На Волге. Жигули", Н.Ф. Добровольский, 1885. Частное собрание.

В дальнейшем Добровольскому присвоят звание художника I-ой степени, то есть максимальное из возможных. Но художник решает, что пора исследовать собственную страну на предмет новых образов и видов. В 1886 году он уезжает в далекий Иркутск, где и останется на весь год, создаст немало интересных работ и организует свою персональную выставку, на которой представит целую серию пейзажей, посвящённых городу и природе сурового края.

Надо сказать, что такое путешествие за Урал он совершил одним из первых (если говорить о столичных художниках), тот же Аполлинарий Васнецов свою поездку совершит только несколько лет спустя.

"Набережная Ангары в Иркутске", Н.Ф. Добровольский, 1886. Иркутский областной художественный музей.
"Набережная Ангары в Иркутске", Н.Ф. Добровольский, 1886. Иркутский областной художественный музей.
"Переправа через Ангару в Иркутске", Н.Ф. Добровольский, 1886. Иркутский областной художественный музей.
"Переправа через Ангару в Иркутске", Н.Ф. Добровольский, 1886. Иркутский областной художественный музей.

Интересно, что до нас дошли по большей части картины именно этого периода, а остальные, получается, затерялись на обочине истории. А может быть так и должно было случиться, чтобы художника вспоминали прежде всего применительно к его "сибирскому" творчеству?..

В Иркутске Добровольский познакомится с местным меценатом Владимиром Сукачевым, который всячески помогал художнику в организации выставки и приобрел прямо с нее две картины художника. Ныне они находятся в Иркутском художественном музее, которому присвоили имя его основателя - В. Сукачёва:

"Ангара ночью", Н.Ф. Добровольский, 1886. Иркутский областной художественный музей.
"Ангара ночью", Н.Ф. Добровольский, 1886. Иркутский областной художественный музей.
"Иркут близ Шимков", Н.Ф. Добровольский, 1886. Иркутский художественный музей.
"Иркут близ Шимков", Н.Ф. Добровольский, 1886. Иркутский художественный музей.

Как вы, наверное, заметили, Добровольский писал преимущественно пейзажи, хотя среди работ художника есть портреты и, как утверждают искусствоведы, бытовые композиции, хотя примеров последних я не нашел, откровенно говоря.

Портрет Н.И. Кокшарова, Н.Ф. Добровольский, 1888. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Портрет профессора, минеролога и директора столичного Горного института.
Портрет Н.И. Кокшарова, Н.Ф. Добровольский, 1888. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Портрет профессора, минеролога и директора столичного Горного института.

О последних годах художника данных практически нет, известно, что умер он в столичном пригороде - Петергофе и произошло это в 1900 году.

Спасибо, что были со мной сегодня, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь. А если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.