В статье, где мы рассматривали с вами полотна с первым русским императором я уже показывал вам одну картину героя данного очерка. Сегодня же пришло время посмотреть на другие работы Николая Флориановича Добровольского и в целом узнать о нем побольше.
Точное место рождения художника не известно, везде указано только "Тамбовская губерния", год - 1837. Изначально художник был военным, закончил 1-ый московский кадетский корпус в год смены императоров в России - 1855. Далее сухие сводки выдают нам, что последующие восемь лет он служил в Стародубовском драгунском полку и закончил службу в звании поручика (соответствует современному старшему лейтенанту).
"На гражданке" Добровольский становится профессиональным фотографом и открывает несколько фотоателье: в Воронеже, затем в Москве и, наконец, в столице Российской империи Санкт-Петербурге. Причем уже на этом поприще судьба привела его к Академии художеств, потому как он стал ее официальным фотографом, с правом помещения государственного герба на свои фотографические изделия.
Переехав в столицу в 1868 году, он начинает совершенствовать свои навыки к живописи, к которой всегда тяготел. В начале это были частные уроки и самостоятельные занятия, а в 1874 году (когда ему будет уже 37 лет) он поступает вольнослушателем в Академию художеств, где проучится три года. За картину "Большая дорога (осенью)" он получит звание классного художника II-ой степени, а на следующий год эта картина будет экспонироваться на всемирной выставке в Париже.
Любопытно, что именно в год поступления в Академию Добровольский посетил и заграницу, а именно тот самый небольшой нормандский городок Вёль, в котором тогда находились Репин и Поленов:
Илья Репин упоминает художника в одном из своих писем в марте 1876 года, где рассказывает о том, как русские художники, находясь в Париже, работали в том числе и по керамике:
Дни сделались светлее, и работа пошла ходче; а когда устанешь, то в виде прогулки бежишь в керамическую мастерскую (занятно). Я сделал несколько русских исторических типов (на блюдах) и народных, раскупаются нарасхват, недавно чуть не подрались из-за одного чухонца, которого я изобразил на тарелке (Маковский оттягал)... Поленов сделал чудесную голову герцоговинки и очень симпатичных котов. Добровольский пишет кур и гусей, очень хорошо.
В дальнейшем Добровольскому присвоят звание художника I-ой степени, то есть максимальное из возможных. Но художник решает, что пора исследовать собственную страну на предмет новых образов и видов. В 1886 году он уезжает в далекий Иркутск, где и останется на весь год, создаст немало интересных работ и организует свою персональную выставку, на которой представит целую серию пейзажей, посвящённых городу и природе сурового края.
Надо сказать, что такое путешествие за Урал он совершил одним из первых (если говорить о столичных художниках), тот же Аполлинарий Васнецов свою поездку совершит только несколько лет спустя.
Интересно, что до нас дошли по большей части картины именно этого периода, а остальные, получается, затерялись на обочине истории. А может быть так и должно было случиться, чтобы художника вспоминали прежде всего применительно к его "сибирскому" творчеству?..
В Иркутске Добровольский познакомится с местным меценатом Владимиром Сукачевым, который всячески помогал художнику в организации выставки и приобрел прямо с нее две картины художника. Ныне они находятся в Иркутском художественном музее, которому присвоили имя его основателя - В. Сукачёва:
Как вы, наверное, заметили, Добровольский писал преимущественно пейзажи, хотя среди работ художника есть портреты и, как утверждают искусствоведы, бытовые композиции, хотя примеров последних я не нашел, откровенно говоря.
О последних годах художника данных практически нет, известно, что умер он в столичном пригороде - Петергофе и произошло это в 1900 году.
Спасибо, что были со мной сегодня, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь. А если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.