Статья представляет собой перевод главы Temple Origins из книги Ричарда Г. Уилкинсона The Complete Temples of Ancient Egypt.
Начала храма в Египте так же окутаны тайной, как и любой аспект древних истоков этой цивилизации. Работая в обратном направлении от исторического периода, когда храмы усеивали египетский пейзаж и присутствовали практически в каждом городке, мы придём в конце концов к прото-историческому и доисторическому периодам, когда становится гораздо сложнее маркировать останки архитектурных сооружений. В этот период становления египетского общества не всегда возможно сказать, какие сооружения имели сакральные функции либо рассматривались как священное пространство, а какие – нет. Мы также столкнулись с вопросами, касающимися природы сакрального как такового, и того, что оно обозначало для этого древнейшего народа, а также в какой момент определённые физические пространства обрели сакральный статус. Вероятно мы никогда не узнаем точных ответов на эти вопросы, но археологи обнаружили свидетельства, которые, по крайней мере, указывают на путь, по которому, возможно, развивались самые ранние храмы.
Набта-Плайя: стоячие камни
Древние останки, лишь недавно обнаруженные в пустыне Сахара в сотне километрах к западу от Абу-Симбела в южном Египте, могут представлять собой самые ранние существующие свидетельства религиозных построек в Африке. Они также могут стать возможной отправной точкой для эволюции того, что со временем станет египетскими храмами.
Возраст древнего места, известного нынче как Набта-Плайя, составляет от 6000 до 6500 лет. Оно было обнаружено международной командой археологов во главе с проф. Фредом Вендорфом из Южного методистского университета (г. Даллас, шт. Техас, США). Это место стоит на берегу того, что когда-то было древним озером, существовавшим в ныне иссохшем ландшафте. Там находятся стоячие камни высотой 2,75 м (9 футов), которые перетащили к этому месту за милю или более. Некоторые из камней выстроены в линию с востока на запад и, по-видимому, использовались в качестве вертикальных наблюдательных камней, выровненных по солнцу во время летнего солнцестояния. Летом и осенью другие камни могли быть частично погружены в озеро и могли служить маркерами начала сезона дождей.
В то время как тщательно расставленные камни на этом месте, похоже, служили простой календарной обсерваторией, Набта-Плайя, как полагают, также выполняла символические и церемониальные функции. Она могла объединять временные циклы солнца с повторяющимися циклами животворных вод как своего рода космические часы, привязанные к основополагающим принципам жизни и смерти. Таким образом, это место можно было бы даже назвать прото-храмом, и хотя люди этого региона могли и не быть предками древних египтян времен фараонов, те же факторы жизни и смерти, вода и солнце, безусловно, лежат в символическом центре всех более поздних египетских храмов.
Невозможно точно узнать, каковы были религиозные функции камней Набты, и представляют ли они тип религии, предшествовавший поклонению племенным фетишам и богам, что характерно для более поздней додинастической истории Египта. Но климат Северной Африки менялся в тот период, когда обитатели Набты начали внимательно следить за космическими циклами, и по мере того, как регион Сахары становился все более и более засушливым, различные кочевые народы – возможно, включая самих обитателей Набты – начали переселяться из Ливийского и Аравийского нагорий и начали строительство поселений на берегах реки Нил. В то время богам, которые были уже древними, вероятно, были предоставлены дома, которые стали предшественниками в их упрощенном виде более поздних египетских храмов.
Иераконполь: святилище на юге
Даже в раннединастический период мы не получаем достаточно четкого представления о том, как могли выглядеть ранние храмы. Первым известным нам примером культового храма этого периода является храм Нехен или Иеракнополь – «город сокола», как его называли греки, – в южном Египте. Недавние раскопки в этой области показывают, что к 3500 г. до н.э. Иераконполь был, пожалуй, самым важным поселением в долине Нила и, возможно, в ранний период был чем-то вроде национального святилища Верхнего Египта. Археологические данные, обнаруженные с 1985 года, показывают, что самый ранний храмовый комплекс на этом месте состоял из большого двора параболической формы длиной более 32 м (105 футов) и шириной около 13 м (43 футов). Двор был окружён забором из тростника, покрытого глиной, и на нем находился большой песчаный холм, а рядом с вершиной холма – высокий столб, на котором, судя по более поздним репрезентативным свидетельствам, был флаг или тотем, или, возможно, изображение божества Иераконполя в форме сокола. На северной стороне двора были ворота и несколько небольших прямоугольных зданий – очевидно, мастерские, связанные с культом, – а на юге двора стояло само святилище.
Из раскопанных ям для столбов и траншей, а также ранних изображений святилища на сохранившихся оттисках печати, мы знаем, что это было прямоугольное строение, перед которым стояли огромные деревянные столбы 1-1,5 м (3 фута 3 дюйма – 4 фута 11 дюймов) в диаметре и до 12 м (39 футов 4 дюйма) в высоту. Изогнутая крыша поднималась к передней части конструкции, придавая ей форму, иногда напоминающую присевшее животное, но также мало чем отличающуюся от формы архаического фетиша, представленного в виде перевязанной хищной птицы, позже использованной в качестве детерминатива в письменной форме слов akhem “божественный образ” и Nekheny “(бог) Нехена (т.е. Иераконполя)”. Это последнее сходство следует рассматривать серьезно, потому что именно этому богу-соколу, ассимилированному с Хором, богом-покровителем королевской власти, как изображено на палетке Нармера и других артефактах, найденных в этом месте, и поклонялись тут. В любом случае, наклонная линия крыши святилища может быть отражена в постепенно понижающихся уровнях – от передней части до задней в конструкции более позднего древнеегипетского храма.
Буто: культовый центр Дельты
В исторические времена городище Буто или Пе в Дельте функционировало как нижнеегипетский аналог Иераконполя, поскольку это поселение использовалось символически для обозначения всего северного Египта, так же как Иераконполь представлял юг. Но нехватка археологических свидетельств очень раннего заселения этой территории заставляла многих египтологов сомневаться в том, что Буто был центральным местом раннединастической эпохи. Однако недавние раскопки показали, что Буто, возможно, был столь же важен, как утверждали египетские традиции.
Начиная с 1983 года, образцы керна, полученные и изученные исследователями Немецкого археологического института, выявили свидетельства самых ранних поселений в этом районе примерно на 7 м (23 фута) ниже нынешней поверхности и значительно ниже уровня грунтовых вод, что долгое время препятствовало археологическим раскопкам в районе Дельты. Это новое свидетельство показывает, что Буто действительно был заселен примерно за 500 лет до раннединастического периода. Археологические находки также показывают, что типы керамики этой северной культуры сначала испытали влияние, а затем вытеснили южные древнеегипетские стили, что также придает вес древней традиции, согласно которой Нижний Египет был подчинен Южному, Верхнему Египту, экспансия которого привела к объединению «двух царств» в истории Древнего Египта.
Хотя ничего не было найдено о самом раннем святилище или храме Буто, репрезентативные свидетельства изображают несколько иной тип святилища, чем в Иераконполе, с высокими боковыми столбами и характерной арочной крышей. Два святилища – представляющие Верхний и Нижний Египет – были изображены иероглифическими знаками 1 и 2
и это воспроизводилось на протяжении всей истории Египта. Большие модели двух святилищ также были частью ритуального комплекса Ступенчатой пирамиды Джосера в начале 3-й династии.
-----
Эволюция древнеегипетских храмов
Наше понимание развития древнеегипетского храма основывалось на исследованиях ряда археологов. Недавно британский египтолог Барри Кемп разработал модель, которая предполагает, что классический древнеегипетский храм эволюционировал через различные этапы развития, которые он назвал 'преформальный', 'ранний формальный', 'зрелый формальный' и 'поздний формальный', при этом проводится различие между королевскими погребальными храмами, - которые, по мнению Кемпа, уже были построены в раннем формальном стиле в раннединастический период и Древнее царство, - и провинциальными храмами, которые, по его мнению, были меньше по размеру и сохранялись на преформальном этапе до времен Среднего царства. Только тогда, по словам Кемпа, провинциальные храмы достигли уровня сложности сравнимого с королевскими монументами, и с этого момента они не отставали, причем оба типа памятников развивались через зрелый формальный этап во время Нового царства и поздний формальный в Греко-Римский период.
Последующие исследования американского египтолога Дэвида О'Коннора, касающиеся развития древнеегипетского храма пришло к несколько иным выводам. О'Коннор указывает на признаки того, что провинциальные храмовые комплексы в Иераконполе, Абидосе и, возможно, в других местах были на самом деле в мейнстриме развивающейся монументальной архитектуры в раннединастические времена и что королевские провинциальные храмы развивались более синхронно. О'Коннор также показал, что планы многих формальных ограждений ранней династики и раннего Древнего царства следуют, по существу, той же схеме. Хотя размер ограды может варьироваться, сравнение ограды храма в Иераконполе (1) и так называемого "дворца" (2) с оградами Джера, Хасехемуи (3) и Перибсена в Абидосе, и Джосера (4) в Саккаре (не в масштабе) обнаруживают общие черты пропорций и осевого расположения. Например, во всех этих сооружениях один вход расположен в юго-восточном углу ограды, а другой - в северо-восточном углу. Есть также некоторые свидетельства того, что положение кургана в ограде храма в Иераконполе вполне могло совпадать с положением других построек, а также приближено к пирамиде Джосера, что указывает на использование общего плана для раннего египетского храма, кенотафа и ограждения пирамиды.
-----
Абидос: крепости египетских богов и царей
В Абидосе ряд обнесенных стеной оград, расположенных примерно в 1,6 км (1 миле) от гробниц царей 1-й династии, похоже, представляет собой погребальную структуру с сакральными функциями, относящимися к египетским богам. Дэвид О’Коннор связал эти сооружения с «крепостями богов», упомянутыми в ранних древнеегипетских надписях. Похоже, что это были места церемониальных собраний египетских богов, известных как шемсу-хор, «спутники Хора», которые были связаны с царём как воплощением бога-сокола Хора, вероятно считавшегося тем же божеством, которому поклонялись в Иераконполе. Согласно реконструкции О’Коннора и других, в ранний династический период культовые боги различных регионов совершали символические путешествия в крепости египетских богов для празднования важных ритуальных событий. Собрание богов в этих оградах могло быть связано с ежегодным сбором налогов, но, похоже, было символом королевской или религиозной власти, или того и другого.
По крайней мере, десять из этих ограждений разной степени завершённости были обнаружены в Абидосе. Они относились к первой и второй династии, и к периоду, названному династией 0. Состоящие из больших прямоугольных кирпичных стен размером примерно 65 x 122 м (213 x 400 футов) с двумя все еще стоящими высотой более 10 м (32 фута 9 дюймов), ограды снабжены нишами по трем из их четырех сторон и украшены более сложными панелями на востоке. Этот стиль строительства получил название «дворцовый фасад», потому что принято считать, что постройки имитировали стены дворца живого царя.
Открытые дворы этих ограждений могли содержать священный курган, подобный тому, который был найден в святилище Иераконполя, а также в других более поздних храмах и святилищах. Этот курган имеет особое значение, так как он мог рассматриваться как символ первоначального холма творения в египетской мифологии, откуда, как утверждается, изначальный бог-сокол наблюдал за миром со своего места или со своего штандарта.
«Последователи» или «спутники» Хора также играли важную роль в проведении регенеративного фестиваля Сед и древних ритуалов, включающих периодическое воссоединение царя на тронах Верхнего и Нижнего Египта. В идеале этот фестиваль проводился через 30 лет после восшествия на престол царя и, скорее всего, проводился при дворе крепости египетских богов. Поскольку церемонии могли возобновить власть короля в этой жизни и в следующей, они были ассимилированы в погребальные комплексы правителей Древнего царства, что можно увидеть в знаменитых дворах фестиваля Сед и святилищах Ступенчатой пирамиды Джосера в Саккаре.
Источник: Richard H. Wilkinson. The Complete Temples of Ancient Egypt (pp. 16-19)
Перевод: © Артём Тюрин, 2021