Помнится, когда я начинала свой маленький цикл статей о прекрасных и хрупких произведениях мастеров-флористов, я говорила о том, что в нем все будет наоборот: от самого необычного к самому традиционному. И действительно, начав с рассказа о цветочной геометрии и минимализме Юдзи Кабояши, мы в итоге вернулись к традиционной английской классике и голландской сдержанности.
Однако в заключении мне все-таки захотелось немножко похулиганить и нарушить данное обещание — поделиться рассказом о самом необычном европейском флористе, получившим сразу два говорящих прозвища: «инопланетянин флористики» и «маленький цветочный Дали».
Для того, чтобы убедиться насколько точно подобные метафоры соответствуют творчеству знаменитого молодого французского цветочного дизайнера Фредерика Дюпре, совсем не нужно изучать подробную ретроспективу его работ — достаточно лишь нескольких и мы сосредоточим свое внимание на 12 самых интересных (конечно, по моему исключительно субъективному мнению, при желании каждый может найти в интернете и другие примеры его работ).
1. «Весенние цветы».
Начнем с самого простого примера, если слово «простой» вообще допустимо применять к творчеству Дюпре. Стройная инсталляция из нежных весенних цветов, соединившая в себе столь противоречивые качества: строгую геометричность линий и мягкую природную грацию нежных цветов, непредсказуемую в своей естественности и легкости.
Казалось бы, очень простая и сдержанная композиция, в которой нет ни ярких красок, ни прихотливой игры форм и текстур, но почему-то она отзывается в душе теплой грустью, пронизанной ласковым светом первых весенних солнечных дней и нежным перезвоном бусинок-капелек первой апрельской капели...
2. Геометрическая инсталляция.
К сожалению в большинстве своем работы Дюпре отличаются более яркими цветами и сложными формами. Любовь к геометрии и архитектурности - вообще одна из ключевых особенностей творчества этого французского художника, что, как по мне, не самое лучшее их качество.
Геометричность опасна тем, что может создать у зрителя чувство скованности, показаться скучной или наоборот — чрезмерной, поглощающей все другие свойства и качества столь хрупких и изящных исходных материалов.
Вот, например, эта работа: она интересная, яркая, необычная, но за переплетением линий и строгих форм в ней крайне сложно разглядеть цветы, а ведь они играют здесь главную роль — наполняют композицию цветом, гармонией форм и движением, но из-за ключевой идеи, из-за строгости прямых росчерков цветы лишаются самого главного — очарования жизни... Вся инсталляция выглядит какой-то искусственной, слишком неестественной, хотя и не лишенной определенной формы красоты.
3. Белая инсталляция
Еще один пример любви Дюпре к геометрии также очень простая и сдержанная инсталляция, при взгляде на которую в голове почему-то возникают образы работ другого художника-флориста — японского мастера икебаны Тору Ватарай.
Вот только это сходство крайне обманчиво: если у Тору Ватарай все было подчинено естественности и природной гармонии — главным для его работ всегда была живая, настоящая магия растений, - то у Дюпре все совсем наоборот: для него цветы — это лишь материал, позволяющий добиться нужной текстуры и формы, при этом для общего замысла скромное обаяние и нежное очарование настоящей жизни не столь уж и важно, самое главное — идея художника, его философия.
4. «Прозрачность»
А в чем, собственно, состоит философия Дюпре? В чем его замысел, идея? И есть ли они вообще. Вот например еще одна работа - «Прозрачность»: сложное переплетение по-прежнему идеально ровных геометрических линий, пытающихся воплотить в себе естественную красоту природных красок и фактур.
Кажется, что это такое своеобразное воплощение небольшой цветочной поляны — нежная свежая тонкая трава расцвеченная искорками безымянных полевых цветов — кто из нас не помнит этой картины и не может прочувствовать ее теплую магию с легким очарованием давно забытых детских воспоминаний: лето, каникулы, поле, цветы, прозрачное небо... Вот только в работе Дюпре ничего этого нет.
Если мы помним, в природе все гармонично, и даже среди полевых цветов и растений царит своеобразная гармония, лишенная такой сложной спутанности геометрических линий. И вот здесь я точно понимаю что меня отталкивает в столь необычных и по-своему даже обаятельных работах Дюпре — их нарочитая искусственность.
5. «Диверсия с макаронами».
Апофеоза это, мягко говоря, не слишком приятное качество достигает в странной работе, которая почему-то оказалась одной из самых востребованных и популярных, где нежные розово-сиреневые цветы по воле художника словно закованы в строгие линии-шипы сырых спагетти.
Вот один из отзывов об этой работе в одном популярном европейском журнале: «Нежно-розовые и сиреневые цветы художественно переплетаются с сырыми спагетти в этом удивительном букете, представляющем собой материальную игру фактур и красок. Разителен контраст между пастельными оттенками цветов и желтизной макарон, между мягкой естественной формой природных элементов и прямыми линиями...»
Что ж, игру фактур и красок отрицать сложно, как и контраст между цветами и текстурами, но так ли уж они художественны? Есть ли в этом хоть что-то от флористики, кроме в сущности мертвых цветов, чьи гибнущие лепестки призваны служить лишь одним из элементов сложной инсталляции, которая почему-то все еще зовется «букетом»?
6. «Противоречие»
Нет, не поймите меня неправильно, я вполне отдаю себе отчет в том, что и в работах других мастеров-флористов цветы тоже по большей части умирают в процессе краткой жизни созданных этими самыми мастерами хрупких шедевров.
За редким исключением, представленным в основном азиатскими художниками, радостный и светлый миг краткой жизни цветка обрывается с того самого мгновения, когда он становится элементом букета, но по крайней мере в этих самых букетах ему дается право голоса — возможность заявить о себе, о той красоте, которой наделены естественные природные формы и объекты...
Конечно, справедливости ради, стоит отметить, что Дюпре нет-нет но обращается к этим традиционным ценностям флористики, в конце-концов в своих интервью он сам несколько раз говорил о том, что главное в его работах — традиционная техника и лишь потом — творчество. Вот только и здесь он решил отличиться — дать возможность заявить о себе в виде необычного букета самым казалось бы неподходящим для этого дела растениям — кактусам.
Благодаря им букет и правда получился очень необычным: контраст жесткости, почти агрессивности с чувственностью ярких цветов — притягательная симфония, которая словно играет со зрителем. Странно, но почему-то кактусы совершенно естественно смотрятся в роли «главного героя» этого художественного хулиганства.
7. «Сад моего детства»
В принципе, если рассматривать творчество Дюпре именно как хулиганство и веселую игру со зрителем, то его работы могут получить несколько иное прочтение и даже засверкать совершенно новыми гранями своих причудливых достоинств. Хотя вряд ли даже подобный подход может объяснить скрытую символику или идею отдельных произведений Дюпре.
Например, три работы, названия которых, с моей точки зрения, совершенно не вяжутся с их воплощением, хотя, может быть, все дело в моих крайне скромных познаниях о мире и тайной символике произведений современного искусства?
Первая - «Сад моего детства» представляет собой сложную и яркую инсталляцию, как-то по мысли автора связанную с воспоминаниями о детстве. Веселые краски цветочных лепестков, сочная зелень и сложный резной орнамент конечно имеют что-то созвучное давно забытым радостным и беззаботным ощущениям, вот только при чем тут куст помидоров?
Или во Франции как и у нас детство когда-то неразрывно было связано с дачными посадками? А Может это какая-то сложная аллегория на что-то, чего лично в моем детстве не было? Или все дело в форме плодов и куста — это символ? Или без него работа уже не тянет на «космическую» и не будет ассоциироваться с безумствами Дали - а ведь именно эти качества, по мысли критиков, характеризую творчество Дюпре. В общем, я не поняла, может у вас получится лучше.
8. «Городские джунгли»
Еще один аналогичный пример: грустное каланхоэ, заточёное в бугристом пне, которое по мысли автора, видимо должно воплощать наш радостный мир фантазий, надежд и самой жизни, заключенный в скучные и серые рамки строгих городов, которые своей ограниченностью душат их, но жизнь все-таки находит выход.
Или я опять все не так поняла? Кажется, я начинаю путаться в сложном символизме работ Дюпре. А может никакого символизма нет, и нужно абстрагироваться от названия? Ведь с визуальной и эстетической точки зрения эта работа интересная и довольно приятная — в ней есть природное обаяние естественной растительной грации и теплоты дерева.
9. «Посвящение Клоду Моне».
Чего нельзя сказать об еще одной работе-загадке Дюпре: не понимаю что общего у этой сложной и вычурной, чрезмерно помпезной композиции с творчеством Клода Моне. Каждый, кто хоть раз побывал в саду Живерни, созданном великим художником, может подтвердить, что его шедевр флористики — целый парк, подобный живописному полотну, - отличается гармонией и естественностью — это гимн настоящей, истиной красоте природы, пусть и слегка «подретушированной» стараниями художника-импрессиониста.
Моне всегда старался запечатлеть очарование мгновения, не приукрасить, а именно подчеркнуть его эфемерную красоту, ускользающую от нашего взгляда, подобно тому как меняется цвет и фактура листьев, бутонов и даже воды в пруду лишь от одного солнечного лучика, от одного дуновения слабого весеннего ветерка...
И вот с чем все это ассоциируется у Дюпре: сложное, многослойное нагромождение разношерстных цветов, которое, если бы им не дали столь пафосное название, скорее всего осталось бы без внимания публики как нечто безвкусное и непонятное. Теперь же бестолочи вроде меня вглядываются в него и пытаются найти те символы и образы, которые связывают его с творчеством знаменитого художника.
10. «Посвящение Сальвадору Дали».
Что ж, о самых громких и самых непонятных работах Фредерика Дюпре мы поговорили, теперь, в заключении, давайте посмотрим на те, которые получились самыми-самыми: они отличаются гармоничностью, нежностью, мягкой эстетикой, вполне соответствуют заявленным идеям и в то же время не лишены особого, экстравагантного и немного хулиганского стиля знаменитого флориста.
Первая «Посвящение Сальвадору Дали» - свадебный букет, который продолжает идею посвящения творчеству отдельных художников. С Моне вышло не очень, а вот с Дали получилось куда лучше: мягкие линии, сложные переплетения и нежные пастельные оттенки хрупких цветов — подобно работам Дали это произведение заставляет нас погрузиться в собственные фантазии.
Как и с картинами великого каталонца здесь также непонятно что находится перед нами: облако, цветущий айсберг, или это какое-то неземное сновидение, сказочная фантазия из мира грез — каждый может дать волю своему воображению и увидеть в ней что-то свое.
11. «Атлантида»
Еще одна подобная работа — загадочная «Атлантида»: воплощение представлений о мифической стране: как будто перед нами какой-то древний артефакт заросший плющом и покрытый паутиной корней непонятных, неземных растений. А нежный сиреневый отблеск хрупких лепестков так любимой Дюпре пармской фиалки придает этому загадочному произведению почти волшебную ауру некой космической или футуристической фантазии...
12. «Шанхай»
Наконец, последняя работа Дюпре в нашем списке — невероятно изящный, гармоничный и практически безупречный в своей асимметрии «Шанхай». Опять же что общего у этой нежной и хрупкой композиции с шумным и грязным восточным городом? Возможно, здесь важнее символика: в тонких ветвях папоротника угадываются деревья и орнаменты традиционной китайской живописи, а сама центральная фигурка напоминает образ восточной красавицы.
Так или иначе, но снова загадок больше чем ответов: опять мы вынуждены вступать в игру и пытаться отгадать задумку и идею автора. Работы Дюпре странные, часто непонятные, необычные и непредсказуемые. Они не всегда приятны и часто вызывают противоречивые эмоции, но с эстетической точки зрения они практически всегда безупречны.
Можно ли считать сочетание столь неоднозначных качеств ключевой особенностью, благодаря которой Дюпре стали называть «инопланетянином флористики» и «маленьким цветочным Дали»? Вполне возможно. Другой вопрос: насколько оправдан такой подход, в котором живые цветы и элементы природы, в сущности прекрасные сами по себе, служат лишь материалом, простой текстурой, призванной лишь удивить, создать что-нибудь этакое?
С точки зрения современного искусства, безусловно оправдан, ведь это - его ключевая характеристика, главный вектор развития, но не потеряем ли мы при таком направлении движения нечто более важное, нечто по-настоящему ценное — хрупкую, живительную магию настоящей красоты: скромное очарование природы, к которой тянется наша измученная сомнительными достижениями и "благами цивилизации", искалеченная душа, и которая единственная может быть для нее спасением — слабой ниточкой надежды...
На этой грустной ноте мы прощаемся на некоторое время с миром шедевров флористики, но не с миром цветов. Впереди нас ждут другие воплощения этих прекрасных элементов красоты в мире искусства, как декоративного, так и монументального — в конце-концов у нас ведь весна, и хотя серый петербургский март явно не в курсе ее начала, это не повод тосковать и впадать в депрессию при виде серых газонов, а лишь еще одна возможность насладиться ожиданием тепла, зелени, солнца, и радостной цветочной феерии.
🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺
Другие статьи цикла: