Найти тему
В поисках красоты

🌺 12 шедевров космической флористики от французского гения Фредерика Дюпре.

Оглавление

Помнится, когда я начинала свой маленький цикл статей о прекрасных и хрупких произведениях мастеров-флористов, я говорила о том, что в нем все будет наоборот: от самого необычного к самому традиционному. И действительно, начав с рассказа о цветочной геометрии и минимализме Юдзи Кабояши, мы в итоге вернулись к традиционной английской классике и голландской сдержанности.

Однако в заключении мне все-таки захотелось немножко похулиганить и нарушить данное обещание — поделиться рассказом о самом необычном европейском флористе, получившим сразу два говорящих прозвища: «инопланетянин флористики» и «маленький цветочный Дали».

Для того, чтобы убедиться насколько точно подобные метафоры соответствуют творчеству знаменитого молодого французского цветочного дизайнера Фредерика Дюпре, совсем не нужно изучать подробную ретроспективу его работ — достаточно лишь нескольких и мы сосредоточим свое внимание на 12 самых интересных (конечно, по моему исключительно субъективному мнению, при желании каждый может найти в интернете и другие примеры его работ).

Фредерик Дюпре, композиция "Весенние цветы"
Фредерик Дюпре, композиция "Весенние цветы"

1. «Весенние цветы».

Начнем с самого простого примера, если слово «простой» вообще допустимо применять к творчеству Дюпре. Стройная инсталляция из нежных весенних цветов, соединившая в себе столь противоречивые качества: строгую геометричность линий и мягкую природную грацию нежных цветов, непредсказуемую в своей естественности и легкости.

Казалось бы, очень простая и сдержанная композиция, в которой нет ни ярких красок, ни прихотливой игры форм и текстур, но почему-то она отзывается в душе теплой грустью, пронизанной ласковым светом первых весенних солнечных дней и нежным перезвоном бусинок-капелек первой апрельской капели...

2. Геометрическая инсталляция.

К сожалению в большинстве своем работы Дюпре отличаются более яркими цветами и сложными формами. Любовь к геометрии и архитектурности - вообще одна из ключевых особенностей творчества этого французского художника, что, как по мне, не самое лучшее их качество.

Фредерик Дюпре, композиция "Геометрическая инсталляция"
Фредерик Дюпре, композиция "Геометрическая инсталляция"

Геометричность опасна тем, что может создать у зрителя чувство скованности, показаться скучной или наоборот — чрезмерной, поглощающей все другие свойства и качества столь хрупких и изящных исходных материалов.

Вот, например, эта работа: она интересная, яркая, необычная, но за переплетением линий и строгих форм в ней крайне сложно разглядеть цветы, а ведь они играют здесь главную роль — наполняют композицию цветом, гармонией форм и движением, но из-за ключевой идеи, из-за строгости прямых росчерков цветы лишаются самого главного — очарования жизни... Вся инсталляция выглядит какой-то искусственной, слишком неестественной, хотя и не лишенной определенной формы красоты.

3. Белая инсталляция

Еще один пример любви Дюпре к геометрии также очень простая и сдержанная инсталляция, при взгляде на которую в голове почему-то возникают образы работ другого художника-флориста — японского мастера икебаны Тору Ватарай.

Фредерик Дюпре, композиция "Белая инсталляция"
Фредерик Дюпре, композиция "Белая инсталляция"

Вот только это сходство крайне обманчиво: если у Тору Ватарай все было подчинено естественности и природной гармонии — главным для его работ всегда была живая, настоящая магия растений, - то у Дюпре все совсем наоборот: для него цветы — это лишь материал, позволяющий добиться нужной текстуры и формы, при этом для общего замысла скромное обаяние и нежное очарование настоящей жизни не столь уж и важно, самое главное — идея художника, его философия.

4. «Прозрачность»

А в чем, собственно, состоит философия Дюпре? В чем его замысел, идея? И есть ли они вообще. Вот например еще одна работа - «Прозрачность»: сложное переплетение по-прежнему идеально ровных геометрических линий, пытающихся воплотить в себе естественную красоту природных красок и фактур.

Кажется, что это такое своеобразное воплощение небольшой цветочной поляны — нежная свежая тонкая трава расцвеченная искорками безымянных полевых цветов — кто из нас не помнит этой картины и не может прочувствовать ее теплую магию с легким очарованием давно забытых детских воспоминаний: лето, каникулы, поле, цветы, прозрачное небо... Вот только в работе Дюпре ничего этого нет.

Фредерик Дюпре, композиция "Прозрачность"
Фредерик Дюпре, композиция "Прозрачность"

Если мы помним, в природе все гармонично, и даже среди полевых цветов и растений царит своеобразная гармония, лишенная такой сложной спутанности геометрических линий. И вот здесь я точно понимаю что меня отталкивает в столь необычных и по-своему даже обаятельных работах Дюпре — их нарочитая искусственность.

5. «Диверсия с макаронами».

Апофеоза это, мягко говоря, не слишком приятное качество достигает в странной работе, которая почему-то оказалась одной из самых востребованных и популярных, где нежные розово-сиреневые цветы по воле художника словно закованы в строгие линии-шипы сырых спагетти.

Вот один из отзывов об этой работе в одном популярном европейском журнале: «Нежно-розовые и сиреневые цветы художественно переплетаются с сырыми спагетти в этом удивительном букете, представляющем собой материальную игру фактур и красок. Разителен контраст между пастельными оттенками цветов и желтизной макарон, между мягкой естественной формой природных элементов и прямыми линиями...»

Фредерик Дюпре, композиция "Диверсия с макаронами"
Фредерик Дюпре, композиция "Диверсия с макаронами"

Что ж, игру фактур и красок отрицать сложно, как и контраст между цветами и текстурами, но так ли уж они художественны? Есть ли в этом хоть что-то от флористики, кроме в сущности мертвых цветов, чьи гибнущие лепестки призваны служить лишь одним из элементов сложной инсталляции, которая почему-то все еще зовется «букетом»?

6. «Противоречие»

Нет, не поймите меня неправильно, я вполне отдаю себе отчет в том, что и в работах других мастеров-флористов цветы тоже по большей части умирают в процессе краткой жизни созданных этими самыми мастерами хрупких шедевров.

За редким исключением, представленным в основном азиатскими художниками, радостный и светлый миг краткой жизни цветка обрывается с того самого мгновения, когда он становится элементом букета, но по крайней мере в этих самых букетах ему дается право голоса — возможность заявить о себе, о той красоте, которой наделены естественные природные формы и объекты...

Фредерик Дюпре, букет "Противоречие"
Фредерик Дюпре, букет "Противоречие"

Конечно, справедливости ради, стоит отметить, что Дюпре нет-нет но обращается к этим традиционным ценностям флористики, в конце-концов в своих интервью он сам несколько раз говорил о том, что главное в его работах — традиционная техника и лишь потом — творчество. Вот только и здесь он решил отличиться — дать возможность заявить о себе в виде необычного букета самым казалось бы неподходящим для этого дела растениям — кактусам.

Благодаря им букет и правда получился очень необычным: контраст жесткости, почти агрессивности с чувственностью ярких цветов — притягательная симфония, которая словно играет со зрителем. Странно, но почему-то кактусы совершенно естественно смотрятся в роли «главного героя» этого художественного хулиганства.

7. «Сад моего детства»

В принципе, если рассматривать творчество Дюпре именно как хулиганство и веселую игру со зрителем, то его работы могут получить несколько иное прочтение и даже засверкать совершенно новыми гранями своих причудливых достоинств. Хотя вряд ли даже подобный подход может объяснить скрытую символику или идею отдельных произведений Дюпре.

Фредерик Дюпре, композиция "Сад моего детства"
Фредерик Дюпре, композиция "Сад моего детства"

Например, три работы, названия которых, с моей точки зрения, совершенно не вяжутся с их воплощением, хотя, может быть, все дело в моих крайне скромных познаниях о мире и тайной символике произведений современного искусства?

Первая - «Сад моего детства» представляет собой сложную и яркую инсталляцию, как-то по мысли автора связанную с воспоминаниями о детстве. Веселые краски цветочных лепестков, сочная зелень и сложный резной орнамент конечно имеют что-то созвучное давно забытым радостным и беззаботным ощущениям, вот только при чем тут куст помидоров?

Или во Франции как и у нас детство когда-то неразрывно было связано с дачными посадками? А Может это какая-то сложная аллегория на что-то, чего лично в моем детстве не было? Или все дело в форме плодов и куста — это символ? Или без него работа уже не тянет на «космическую» и не будет ассоциироваться с безумствами Дали - а ведь именно эти качества, по мысли критиков, характеризую творчество Дюпре. В общем, я не поняла, может у вас получится лучше.

8. «Городские джунгли»

Еще один аналогичный пример: грустное каланхоэ, заточёное в бугристом пне, которое по мысли автора, видимо должно воплощать наш радостный мир фантазий, надежд и самой жизни, заключенный в скучные и серые рамки строгих городов, которые своей ограниченностью душат их, но жизнь все-таки находит выход.

Фредерик Дюпре, композиция "Городские джунгли"
Фредерик Дюпре, композиция "Городские джунгли"

Или я опять все не так поняла? Кажется, я начинаю путаться в сложном символизме работ Дюпре. А может никакого символизма нет, и нужно абстрагироваться от названия? Ведь с визуальной и эстетической точки зрения эта работа интересная и довольно приятная — в ней есть природное обаяние естественной растительной грации и теплоты дерева.

9. «Посвящение Клоду Моне».

Чего нельзя сказать об еще одной работе-загадке Дюпре: не понимаю что общего у этой сложной и вычурной, чрезмерно помпезной композиции с творчеством Клода Моне. Каждый, кто хоть раз побывал в саду Живерни, созданном великим художником, может подтвердить, что его шедевр флористики — целый парк, подобный живописному полотну, - отличается гармонией и естественностью — это гимн настоящей, истиной красоте природы, пусть и слегка «подретушированной» стараниями художника-импрессиониста.

Моне всегда старался запечатлеть очарование мгновения, не приукрасить, а именно подчеркнуть его эфемерную красоту, ускользающую от нашего взгляда, подобно тому как меняется цвет и фактура листьев, бутонов и даже воды в пруду лишь от одного солнечного лучика, от одного дуновения слабого весеннего ветерка...

Фредерик Дюпре, композиция "Посвящение Клоду Моне"
Фредерик Дюпре, композиция "Посвящение Клоду Моне"

И вот с чем все это ассоциируется у Дюпре: сложное, многослойное нагромождение разношерстных цветов, которое, если бы им не дали столь пафосное название, скорее всего осталось бы без внимания публики как нечто безвкусное и непонятное. Теперь же бестолочи вроде меня вглядываются в него и пытаются найти те символы и образы, которые связывают его с творчеством знаменитого художника.

10. «Посвящение Сальвадору Дали».

Что ж, о самых громких и самых непонятных работах Фредерика Дюпре мы поговорили, теперь, в заключении, давайте посмотрим на те, которые получились самыми-самыми: они отличаются гармоничностью, нежностью, мягкой эстетикой, вполне соответствуют заявленным идеям и в то же время не лишены особого, экстравагантного и немного хулиганского стиля знаменитого флориста.

Первая «Посвящение Сальвадору Дали» - свадебный букет, который продолжает идею посвящения творчеству отдельных художников. С Моне вышло не очень, а вот с Дали получилось куда лучше: мягкие линии, сложные переплетения и нежные пастельные оттенки хрупких цветов — подобно работам Дали это произведение заставляет нас погрузиться в собственные фантазии.

Фредерик Дюпре, композиция "Посвящение Сальвадору Дали"
Фредерик Дюпре, композиция "Посвящение Сальвадору Дали"

Как и с картинами великого каталонца здесь также непонятно что находится перед нами: облако, цветущий айсберг, или это какое-то неземное сновидение, сказочная фантазия из мира грез — каждый может дать волю своему воображению и увидеть в ней что-то свое.

11. «Атлантида»

Еще одна подобная работа — загадочная «Атлантида»: воплощение представлений о мифической стране: как будто перед нами какой-то древний артефакт заросший плющом и покрытый паутиной корней непонятных, неземных растений. А нежный сиреневый отблеск хрупких лепестков так любимой Дюпре пармской фиалки придает этому загадочному произведению почти волшебную ауру некой космической или футуристической фантазии...

Фредерик Дюпре, композиция "Атлантида"
Фредерик Дюпре, композиция "Атлантида"

12. «Шанхай»

Наконец, последняя работа Дюпре в нашем списке — невероятно изящный, гармоничный и практически безупречный в своей асимметрии «Шанхай». Опять же что общего у этой нежной и хрупкой композиции с шумным и грязным восточным городом? Возможно, здесь важнее символика: в тонких ветвях папоротника угадываются деревья и орнаменты традиционной китайской живописи, а сама центральная фигурка напоминает образ восточной красавицы.

Так или иначе, но снова загадок больше чем ответов: опять мы вынуждены вступать в игру и пытаться отгадать задумку и идею автора. Работы Дюпре странные, часто непонятные, необычные и непредсказуемые. Они не всегда приятны и часто вызывают противоречивые эмоции, но с эстетической точки зрения они практически всегда безупречны.

Фредерик Дюпре, композиция "Шанхай"
Фредерик Дюпре, композиция "Шанхай"

Можно ли считать сочетание столь неоднозначных качеств ключевой особенностью, благодаря которой Дюпре стали называть «инопланетянином флористики» и «маленьким цветочным Дали»? Вполне возможно. Другой вопрос: насколько оправдан такой подход, в котором живые цветы и элементы природы, в сущности прекрасные сами по себе, служат лишь материалом, простой текстурой, призванной лишь удивить, создать что-нибудь этакое?

С точки зрения современного искусства, безусловно оправдан, ведь это - его ключевая характеристика, главный вектор развития, но не потеряем ли мы при таком направлении движения нечто более важное, нечто по-настоящему ценное — хрупкую, живительную магию настоящей красоты: скромное очарование природы, к которой тянется наша измученная сомнительными достижениями и "благами цивилизации", искалеченная душа, и которая единственная может быть для нее спасением — слабой ниточкой надежды...

На этой грустной ноте мы прощаемся на некоторое время с миром шедевров флористики, но не с миром цветов. Впереди нас ждут другие воплощения этих прекрасных элементов красоты в мире искусства, как декоративного, так и монументального — в конце-концов у нас ведь весна, и хотя серый петербургский март явно не в курсе ее начала, это не повод тосковать и впадать в депрессию при виде серых газонов, а лишь еще одна возможность насладиться ожиданием тепла, зелени, солнца, и радостной цветочной феерии.

🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺

Другие статьи цикла:

🌺 Лаконичная красота: цветочная геометрия от знаменитого японского флориста.
В поисках красоты12 декабря 2022
🌺 В чем секрет нежного обаяния икебаны от Тору Ватарай?
В поисках красоты21 января 2023
Классика и элегантность: цветочные сюжеты с английским акцентом.
В поисках красоты12 февраля 2023
🌺Роскошь цветочной феерии — красочные шедевры Кати Хюттер.
В поисках красоты28 марта 2023