Найти в Дзене
Блог увлечённого фотографа

Основные признаки хорошей фотографии

Оглавление

Прежде чем начинать осваивать фотографию, необходимо определиться с основными признаками хорошей фотографии. Далеко не всегда начинающие фотографы знают критерии, по которым одну фотографию можно признать удачную, а другую нет. Соответственно нередки ситуации, когда фотограф пытается развить собственные навыки в лучшую сторону, но то к чему он стремиться – по факту работа на ухудшение. Я предлагаю разобраться какую фотографию следует считать хорошей, чтобы в будущем учиться создавать именно такие кадры.

Фотография должна быть интересной.

Довольно тривиальное утверждение, однако именно интерес в фотографии является одним из главных признаков хорошего снимка. Согласитесь, в Интернете можно найти огромное количество технически сложных произведений, но они будут выполнены так безыдейно, что на них долго никто смотреть не будет.

Представьте себе, что на новейшую гибридную камеру с хорошим объективом и правильно выставленным искусственным светом сфотографировать девушку в сапогах, которая стоит на кровати на фоне настенного ковра. Долго ли вы будете смотреть на этот снимок? Не думаю, что дольше нескольких секунд.

Фотография должна быть технически продуманной.

Не путайте высокие технические характеристики с соблюдением основных канонов и правил фотографии. Это разное и в данном параграфе речь идёт именно о технике соблюдения правил. Нет ничего более удручающего при производстве снимков, чем полное игнорирование правил третей, золотого сечения, симметрии и так далее. Вероятно, великие мастера могут ими пренебречь, но для общей массы фотографов я не рекомендую это делать.

Вопрос для затравки: можно ли эту фотографию считать интересной и технически продуманной? Ответ пишите в комментариях.
Вопрос для затравки: можно ли эту фотографию считать интересной и технически продуманной? Ответ пишите в комментариях.

Если следовать вышеприведённой методике оценки фотографий, что студийные портреты получить в более интересном исполнении может быть гораздо сложнее, чем портреты с той же моделью, но уже на природе. Однако судия даёт возможность отработать достижение технического совершенства, что получить в уличных условиях достаточно проблематично. Как совместить техническое качество с концептуальным интересом на фотографии – проблема фотографа, который он должен решать по ситуации за счёт своего собственного ума и прошлого опыта.

Пара слов о нейросетях. Могут ли они делать хорошие фотографии?

С технической точки зрения – да, нейросети могут делать великолепные снимки и, пожалуй, в этом аспекте однажды переиграют человека с фотокамерой в руках. Однако с точки зрения интересности, идейности нейросети пока не научились создавать хоть сколько-нибудь приличные работы.

У меня есть предположение, что роботы никогда не смогут генерировать идеи, а значит не смогут составить ощутимую конкуренцию фотографам. Во всяком случае точно не нашем веку. Создание алгоритмов математической выборки из большого числа данных, на которых сегодня работает искусственный интеллект, это не то же самое, что написать алгоритм сознания, который будет творить что-то самостоятельно.

-3

Почему всегда следует стремиться делать хорошие фотографии?

На первый взгляд кажется, что самое важное в фотографии, – это собственно сделать снимок. Не критично, если получится не совсем удачно, потому что на первом месте стоит запечатлевание момента, а не обязанность сделать это максимально хорошо. С одной стороны, это верно, но с другой фотографу надлежит делать хорошие фотографии всегда. Именно это и отличает его от простых кнопконажимателей.

Если фотография:

  1. Передаёт эмоции, позволяет получить удовольствие от просмотра, насладиться техническим совершенством (высоким разрешением или ретушью).
  2. В ней есть смысл, который хочется обсудить с родственниками или друзьями.
  3. Учит чему-то и несёт значимую информацию.

Значит зритель не даром потратил своё время на просмотр конкретной фотографии. Это и есть определяющее свойство хорошей фотографии и главный ответ на вопрос почему фотографу всегда следует стремиться получать именно такие снимки.

Методика различения хороших снимков.

Допустим, что вы привели девушку в студию, поставили её в позу и сделали снимок. Как теперь понять – хороший это снимок или не очень? Для этого нужно тренировать различение, которое может строится по следующему алгоритму.

Условная фотография, для которой требуется понять хороший ли это кадр или нет. Пройдите алгоритм, который представлен ниже и дайте ответ, используя методику.
Условная фотография, для которой требуется понять хороший ли это кадр или нет. Пройдите алгоритм, который представлен ниже и дайте ответ, используя методику.

1) Представьте, что эта фотография будет распечатана на плакате и размещена в людном месте. Будет ли она привлекать внимание? Если да, то перед вами вероятно хороший снимок. Он, как минимум, замечательный, потому что, извините за тавтологию, его замечают. :-)

2) Теперь представьте, что все ваши фотографии, которые вы сделали за день ровно в полночь превратятся в тыкву. Останутся лишь те, которые вы напечатаете на бумаге. Однако печать сейчас стоит больших денег, поэтому выбрать нужно только самые ценные кадры. Как правило, на этом шаге отсеивается не менее половины всех сделанных фотографий, а у начинающих фотографов процент ненужных снимков может доходить до 90 и даже более.

3) Оцените свою фотографию, но только сделайте это честно. Подумайте, смогли бы вы продать сделанный вами снимок хотя бы за десять рублей? Если нет, значит такую фотографию трудно считать хорошей. Для тех, кто считает, что в нашей стране в принципе никто не настроен покупать фотографии, упрощу задание – подумайте, могут ли такую фотографию забрать себе бесплатно, например, чтобы проиллюстрировать блог или просто повесить на стену в ВК или же она совсем никому не нужна.

4) И последнее, нужно решить, хочется ли вашу фотографию обсуждать. Притом обсуждение может быть любым абсолютно, вплоть до того как сделать похожий снимок. Иными словами, обсуждение может не затрагивать существо фотографии, главное, чтобы о ней хотелось говорить.

После прохождения вышеуказанных фильтров большая часть снимков должна оказаться в корзине. Если это не так, то вы что-то делаете не так, ибо даже гениальные фотографы изрядную долю своих работ попросту выбрасывали после отбора. И помните – начинающие фотографы могут с удивлением обнаружить, что ни одна фотография с целой фотосессии не проходит через фильтры. Это вполне нормально, значит нужно учиться снимать дальше и мастерство обязательно придёт.

Статья в продолжение темы: