Началась реальная проработка проекта канала из Каспия через Иран в южные воды. Стоимость 15-20 млрд.
19 января пошлого года состоялся стратегический визит. Иранский прези дент Раиси по приглашению нашего Главы прибыл в Москву. Сначала прошли личные переговоры Глав, потом он выступил в Думе и посетил московскую Соборную мечеть.
Прошли переговоры по всем важным темам. Иранская ядерная программа, сотрудничество в экономической и военной сфере, ситуация в Афгане и Сирии. Много чего.
Но была и еще одна тема, которая не афишировалась. Секрет раскрыл в сентябре иранский посол Санаи. На встрече со студентами питерского университета он проговорился, что на той встрече Москва и Тегеран открыли старт проработке проекта канала между Каспием и Персидским заливом, который пройдет через Иран.
Чересчур разговорчивому послу из Тегерана быстро прилетело. И он заявил, что "его не так поняли". Однако все всё "поняли" именно как надо. Проект обсуждается, и участники не хотят это светить. Ибо противодействие просто колоссальное.
Немножко истории
Идея иранского канала возникла еще у Петра I. Но уж слишком все было сложно - и экономически и политически. Не сложилось.
Конкретные предложения были выдвинуты нашими инженерами в 1889-1892. а в 1904-м даже начали разработку. Все было хорошо, но не сошлись насчет юрисдикции канала. Наши хотели экстерриториальности (-Мы строим, пусть он наш и будет!) А персы уперлись 50 на 50. Опять никак.
На тегеранской встрече в 1943-м этот вопрос вновь поднимался. В 1962-м создали советско-иранскую комиссию по проработке вопросов, связанных с каналом. И в 70-х годах почти начали стройку. Но в Иране случилась революция и все было остановлено.
В конце 90-х снова подняли вопрос. Но тогда обе страны были в сложном экономическом состоянии. Стало ясно, что вдвоем такое дело не потянуть А привлекать инвесторов со стороны - невозможно. Амеры угрожали покарать любого, кто осмелится поддержать проект.
О самом проекте
Выгоды его очевидны. Достаточно глянуть на карту. Во-первых, этот путь намного короче. Второй плюс - мы избавляемся от необходимости преодолевать разные "горлышки". Если что - через Гибралтар нас могут элементарно не пустить. У Суэца можно стоять по две недели. А если там что-то случится - надо огибать Африку. С Ормузским проливом тоже непросто. Босфор - особый случай. Там ждать приходится. А отношения с Анкарой непростые. Эта страна - член Н А Т О. Вот придут там к власти проамерские силы - и перекроют запросто.
Экономический плюс: Уже подсчитано, что торговый бонус от трансиранского канала составит 3-4 млрд. в год. А поскольку его стоимость оценивается в 15-20 ярдов, значит за 5 лет окупится полностью. Строить планируют 50 на 50.
Рассматривалось два варианта - западный и восточный. Первый - с выходом в Персидский залив. Его длина 700 км. Но 450 из них пройдут по фарватерам рек, включая пограничное с Ираком международное русло Шатт-эль-Араб. То есть, выкопать надо всего 250 км. Однако эта местность сложная, гористая. И остается Ормузский пролив.
Западным вариант, с выходом в Индийский океан. Он гораздо длиннее - 1100 км. Зато местность равнинная и конечный пункт более удобный. Пошла инфа, что склонились все же к короткому маршруту.
Проблемы проекта
Египтяне, решив увеличить проходимость Суэца, за год выкопали 70 км, потратив 4 лярда. Быстро однако! Так ведь через пустыню копать - одно удовольствие. Но главное не это. А то что уровень воды с обеих сторон одинаковый. А вот Каспий на 28 метров ниже уровня океана.
То есть, нужна сложная система шлюзов. А шлюзы - это водохранилища и затопление прибрежных территорий. Стало быть - переселять население. Плюс нарушение природной структуры с непонятными последствиями.
Но есть и большой бонус - это орошение засушливых территорий. В общем, все непросто, необходима большая кропотливая работа.
Резюме: Важность данного проекта в нынешней ситуации очевидна. Данный канал соединит Балтику с Индийским океаном и станет мощной артерией "Из варяг в Индию". При желании мы может пускать по нему скандинавов и североевропейцев. Это даст хорошую денежку и мощный рычаг воздействия. Хотим - пустим, хотим - нет.
- В общем, было бы желание. Удачи строителям!