Президент Белоруссии Александр Лукашенко ждал возвращения ядерного оружия 27 лет — с 1996-го. Именно в тот год с территории республики вывезли последние ядерные заряды СССР.
Уже будучи главой республики, Лукашенко сразу предлагал остановить процесс денуклеаризации, начатый четырьмя годами раньше.
Наконец 26 марта 2023 года глава Российского государства Владимир Путин заявил, мол, Минск давно просит разместить у них российское тактическое ядерное оружие (ТЯО), а уже 1 июля хранилище для него в Белоруссии будет полностью готово.
«Мы уже помогли белорусам переоборудовали самолеты, 10 типов самолетов готовы для применения тактического оружия, передали «Искандер», с 3 апреля приступаем к обучению экипажей, приступаем к строительству хранилища для ядерного оружия»,
— сказал президент и подчеркнул, что белорусские военные загодя пройдут специальное обучение.
Предваряя истерику западного политикума, Путин отметил, что именно таким образом поступили США, разместив свое ядерное оружие в странах Европы.
Заявлению президента, напомним, предшествовало решение Лондона передать Украине боеприпасы с обедненным ураном и предупреждение Лукашенко, что в ответ на этот шаг Белоруссия получит от России снаряды с обычным ураном.
Так оно и вышло.
Решение Путина глазами экспертов
Белорусские политэксперты в целом оценили решение президента России как единственно логичный итог возрастающей агрессивной риторики Запада с акцентом на повышение ядерных ставок.
«Полностью оправданные шаги. Только реальная угроза применения ядерного оружия может остановить западных соседей от агрессии в нашу сторону. Если что - сразу удар по Варшаве и Берлину, возможно, Парижу и Лондону»,
— пишет политический обозреватель Алексей Дзермант.
Его коллега, Александр Шпаковский акцентирует внимание на возможности для Минска использовать это оружие для обороны страны в случае необходимости, и указывает на то, что расчет Конституционной Комиссии в 2021 году о возможности исключить из Конституции РБ положение о безъядерном статусе государства, в итоге оказался абсолютно точным.
Журналист-международник Леонид Свиридов считает, что первой последствия решения Путина ощутит на себе «гиена Европы» Польша.
«Поляки снова опять начнут вопить, что американская база ПРО в Редзиково - это не против РФ, во всём виновата Северная Корея и Иран».
Не Польшей единой
Помимо решения о размещении в Белоруссии ТЯО, Путин напомнил, что еще раньше республика получила ракетные комплексы «Искандер», которые могут применять и баллистические, и крылатые ракеты, причем как в обычном, так и в ядерном исполнении.
Дальность стрельбы «Искандера» (до 500 километров) позволит в случае необходимости с легкостью поразить Польшу, Украину, страны Балтии, поставить под угрозу потенциальные цели в Румынии, Венгрии, Словакии и Чехии, а также обеспечить прикрытие российских миротворческих сил в Приднестровье, на чью безопасность сегодня почти открыто покушается Украина.
Что все это значит
В сущности, решением разместить ТЯО на территории Белоруссии Западу почти прямым текстом было сказано, что играть в одни ворота, как прежде, не получится — Россия готова к продвижению ядерного арсенала к границам НАТО. Если же продолжать повышать градус эскалации, то последствия могут стать необратимыми.
Посыл Путина о наличии у России тысяч снарядов с ядерным компонентом также содержит недвусмысленный намек на то, что этим арсеналом могут поделиться теми, кто очень устал от англосаксов и Великобритании, в частности.
Таким образом modus operandi Кремля снова подтверждается — игрокам с той стороны барьера дали понять — каждый виток/провокация/преступное намерение со стороны НАТО и ЕС встретит равнозначное, а то и превентивное решение России. Сил хватит.