Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Как древние философы описывали Конец света

Оглавление

В отличие от библейской традиции, которая рассматривает конец света как день божественного суда над праведниками и грешниками, древнегреческие и римские философы рассматривали конец света как естественный процесс, который был частью мирового порядка.

Томас Коуп "Крушение"
Томас Коуп "Крушение"

Анаксимандр

В древнем мире, как и сегодня, существовало много разных сценариев того, как может закончиться мир, и они часто противоречили друг другу. В 6 веке до н.э. древнегреческий философ Анаксимандр Милетский, живший в Ионии (запад современной Турции), предположил, что вся вода на Земле в конечном итоге высохнет, оставив выжженный и бесплодный мир без жизни.

Ксенофан

Его современник из той же Ионии философ Ксенофан Колофонский утверждал, что мир на самом деле будет уничтожен водой. Он даже предоставил доказательства того, что уже было великое наводнение, отметив, что ракушки были найдены на суше вдали от воды. Неудивительно, что у многих народов распространен миф о Всемирном потопе, ведь многие земли раньше были морским дном, и поэтому в них сохранились следы древних морских организмов. Люди, которые видели эти следы, могли прийти к таким же выводам, как и Ксенофан.

Платон

В философии Платона, который жил в 4 веке до н.э., представлено несколько возможных сценариев конца света: пожары, наводнения и землетрясения. В "Тимее" он пишет:

"Многим и различным катастрофам подвергались и будут подвергаться люди; величайшие из них случаются от огня и воды, а другие, более скоротечные, — от множества иных причин. Ведь и у вас передается сказание, будто некогда Фаэтон, сын Солнца, пустив колесницу своего отца, но не имея силы направить ее по пути, которого держался отец, пожег всё на земле, да погиб и сам, пораженный молниями. Это рассказывается, конечно, в виде мифа; но под ним скрывается та истина, что светила, движущиеся в небе и кругом земли, уклоняются с пути, и чрез долгие промежутки времени истребляется все находящееся на земле посредством сильного огня".

Вместо того, чтобы понимать историю как движение к окончательному завершению, Платон рассматривает развитие человечества как постоянно обновляющееся после мировых катастроф. Похожих воззрений придерживались орфики и Гераклит.

Аристотель

Аристотель, ученик Платона, утверждает, что развитие человечества также циклично. Люди постоянно открывают, развивают, теряют, а затем заново открывают одни и те же идеи и технологии. Однако в своих работах Аристотель не объясняет, чем вызваны эти циклы. Более поздние авторы приводят доказательства того, что в своих ныне утраченных диалогах Аристотель следовал позиции Платона о периодических мировых катастрофах.

Часто говорят, что древнегреческая мысль представляла время цикличным. Взгляды Платона и Аристотеля о повторяющемся развитии общества, по-видимому, подтверждают эту точку зрения: мир никогда не разрушается, и он существует бесконечно.

Демокрит и эпикурейцы

Но цикличность не всегда была характерна для древних философов. Демокрит и эпикурейцы рассматривали конец света как полное завершение мира. Хотя они утверждали, что существует множество миров, состоящих из атомов, и что все миры движутся к окончательному завершению, они предлагали разные методы разрушения мира.

Демокрит, современник Сократа, утверждал, что гибель мира происходит вследствие его столкновения с другим миром. Этот сценарий предвосхищает современное осознание опасности ударов астероидов и других космических объектов.

Эпикур утверждал, что каждый мир умирает, рассеиваясь в пустоте.

Стоики

Стоики, которые были соперниками эпикурейцев в эллинистический и римский периоды, поддерживали строгий взгляд на циклическое время и вечное возвращение. Они выступали за периодическое разрушение и возрождение мира посредством действия огня, который они назвали экпирозом.

Что выбрать?

Возможно, наиболее оптимистическую версию апокалипсиса предлагал Платон, потому что у него человечество всегда возрождается. Это похоже на современные фильмы, где после мировой катастрофы остается горстка людей, пытающихся вернуться к прежней жизни. Можно вспомнить сериалы "Ходячие мертвецы", "Одни из нас", фильмы "Дорога", "Я - легенда", где человечество не утратило веру в будущее и старается построить новый мир.

Стоико-эпикурейский взгляд учит нас относиться к смерти как к неизбежному концу, который встретит каждый, независимо от своего положения. Такой подход можно обнаружить в библейской Книге Екклесиаста: из праха мы вышли, в прах и обратимся.

---

Уважаемые читатели, буду очень рад, если вы решите поддержать меня подпиской на бусти. Мой блог существует благодаря вашей поддержке. Если желаете поддержать меня, переходите по ссылке тут или в закрепленном комментарии. Подписка на бусти открывает доступ к бонусному контенту. Не забудьте поставить лайк👍 и написать комментарий💬 о своих впечатлениях!