Наш региональный профиль протянулся от Сковородино Амурской области и до бывшего поселка Стрелка Магаданской области протяженностью более 3000 километров. Работы вели вдоль дороги, изредка шли тайгой, срезая острые повороты. Сначала шли по АЯМ (Амуро-Якутская магистраль), а в Нижнем Бестяхе вышли на Федеральную трассу Якутск – Магадан. По правде сказать эту дорогу трудно назвать трассой, скорее это обычная грунтовая дорога покрыта щебенкой, а асфальт есть только в Бестяхе да около сотни километров перед Магаданом.
А вот проходит она по живописным и красивейшим местам.
,До реки Алдан большая равнина с небольшими перелесками, позволяющая заниматься сельским хозяйством и животноводством.
Вдоль дороги пасутся табуны лошадей и коровы круглый год, летом и зимой, невзирая на морозы. На левом берегу Алдана в поселке Мегино-Алдан есть небольшой маслозавод, где делают сметану и сыр великолепного качества. Через Алдан моста нет, но до ледостава ходит паром.
Здесь расположен поселок Хандыга – центр золотодобывающей отрасли Якутии.
Дорога после аэропорта Хандыги Теплый Ключ уходит в горы и начинаются опасные места с красивыми названиями: Ласточкино Гнездо, Желтый и Черный прижимы, Заячья Петля.
Полевой лагерь был на реке Сухая у подножия довольно крутой горы. На 8 Марта наши отважные женщины в сопровождении двух галантных мужчин совершили восхождение на эту гору и установили на вершине флаг РФ.
После Заячьей петли дорога выходит на Оймяконское нагорье и далее до речки Кубуме, маленькой АЗС и кафешки.Здесь дорога раздваивается – налево уходит новый вариант через Усть-Неру, а направо старая дорога через Оймякон, которая в это время считается непроходимой после Томтора. Среди развалин старого поселка расположена база партии.
В брошеном доме очистили квартиру и оборудовали столовую партийную.
С Кубуме партия перебазировалась в Томтор - Полюс холода. Сам Томтор поселок не очень большой, но знаменит тем, что здесь находится метеостанция, где была зафиксирована самая низкая температура -72,5°С, а мне подарили термометр холода, на котором шкала от +20°С до -73°С. Летом потом я хранил его в морозилке, чтобы ему «крышу» не снесло. Здесь также проживает Хранитель Холодов – Чысхаан, так сказать якутский Дед Мороз.
А еще здесь расположен аэропорт Оймякон. Во время Великой Отечественной войны здесь и в Теплом Ключе садились самолеты на отдых и дозаправку, которые перегоняли с Аляски на фронт.
В Томторе у нас была полевая база и мы в свободное время посетили местный краеведческий музей, летнюю и зимнюю резиденции Чывсхаана. В его ледяном гроте мебель, животные все выполнено из льда, и не тает даже летом. С самим Хранителем Холодов я познакомился чуть раньше и чисто случайно. У меня был юбилей и мы организовали шашлыки на морозе в -47°С и греясь у костра беседовали. В это время подходит мужчина и просит 200 литров дизтоплива, объясняя тем, что у них идет заготовка мяса и нужна машина для вывоза. Дизтопливо я дал и он потом отблагодарил кониной на кухню, а когда пришли в грот мы сразу узнали друг друга.
Далее наш путь лежал по заброшенным местам около 400 километров заснеженной и давно не езженной дороги на Адыгалах и Кадыкчан. Пробивали и чистили снежные заносы большегрузными машинами, таская волокушу из трех колес К-700. Очень досталось нашим топографам-геодезистам, они то у нас все время идут впереди, так сказать «первопроходимцы» Навстречу попалась колонна из нескольких крутых Джипов. Какая то туристическая экспедиция вернулась назад, не смогли проехать. Мы им предложили подождать два дня и идти за нами. отказались и уехали в обход по новой дороге. А мы все таки преодолели все препятствия и до половодья вышли к Кадыкчану, а отсюда до самого Магадана уже хороший грейдер. Хорошо получилось, что еще летом во время рекогносцировки мы часть мостов и больших промоин частично реставрировали, что намного облегчило прохождение.
По пути попадались несколько разрушенных приисков, бывших лагерей ГУЛАГА.
Сейчас уже это безжизненные развалины, а в сороковые года прошлого века они здесь тоже ковали победу, добывая золото для покупки танков и самолетов в США и других странах. Больно смотреть на такое «процветание».
Ну, вот и все, что смог рассказать о старой дороге, которая строилась в тяжелые времена для нашей страны. Лагеря воль дороги ставили на расстоянии дневного пешего перехода колонны заключенных. На обочине до сих пор стоят лиственничные столбы с цифрами, кое где сохранившимися. Это не километраж – это номер погибшего строителя. Вечная им память за титанический труд в строительстве этой дороги, по которой в военные годы вывозили золото, уголь, олово и много других грузов на помощь фронту.
Прошу извинения у подписчиков и читателей за грустную концовку. Всем хороших пожеланий, здоровья и успехов. Читайте, подписывайтесь, ставьте лайки. До новых встреч на канале.