Найти тему
Немного Историк

Первый среди равных. Октавиан Август устанавливает единоличную власть в Римской республике

Об отношениях Октавиана Августа с Сенатом можно снять целый сериал, по типу «Карточного домика», так как в процессе установления единоличной власти, принцепсу приходилось постоянно интриговать и учитывать множество переменных при каждом политическом действии. После победы над Марком Антонием, взаимоотношения Октавиана и Сената переживали медовый месяц, так как сенаторы поклялись беспрекословно утверждать все его распоряжения и воздержаться от принятия любых законов, не посовещавшись с ним.

Гай Октавий в образе Юпитера. Примерно до уровня младенца, что у его ног, он низвел власть Сената. Отсылочки, так сказать.
Гай Октавий в образе Юпитера. Примерно до уровня младенца, что у его ног, он низвел власть Сената. Отсылочки, так сказать.

Политическая элита в столице воспринимала Октавиана как долгожданного спасителя, который сможет навести порядок в Риме, сохранив республиканский строй. Кредит доверия у наследника Цезаря был колоссальный, даже несмотря на историю противостояния с триумвирами, из которой, путем логических умозаключений можно сделать достаточно далекоидущих выводов не в пользу демократа-Октавиана. Но сенаторы, в подавляющем большинстве, были очарованы молодым дарованием, а этого было достаточно, чтобы начать строить свой карточный домик.

По возвращению из Египта, на Октавиана, будто из рога изобилия посыпалось множество почестей. Ему удалось умыкнуть цензорскую должность, благодаря которой он получил мощный рычаг влияния на Сенат. Среди столичных политиков все еще были противники Октавиана, которые не боялись высказывать предостережения, что этот парень приведет всех к диктатуре. Пользуясь полномочиями цензора-консула, Гай Октавий на пару со своим близким другом Марком Випсанием Агриппой развернули целую кампанию по сокращению количества сенаторов. На момент начала их бурной деятельности, в Сенате насчитывалось около 800 человек. Пересмотрев списки, цензоры с легкой руки вычеркнули 190 имен, найдя вполне весомые причины для этого, начиная с развратного поведения и заканчивая коррупцией. Далее они в два раза сократили количество квесторов (те, кто побыл квестором, с большой вероятностью становился сенатором), тем самым, снизив поток ежегодного пополнения Сената.

Сенаторы не то чтобы были этому рады.
Сенаторы не то чтобы были этому рады.

Свои действия Октавиану пришлось объяснять в Сенате, но он обосновывал это тем, что орган слишком разросся и все проведенные реформы будут способствовать лишь повышению эффективности главного политического института Рима. Наряду с этим, консул заявил, что он художник и он так видит, а сенаторы сами вручили ему власть для того, чтобы он навел порядок и в любой момент, они вправе отозвать его полномочия обратно. Правда, выражался он в присутствии вооруженной стражи, но это так, формальности.

В 27 году до н.э. Гай Октавий провел отлично срежессированное представление с публичным отказом от власти, после чего наивные сенаторы наградили его новыми регалиями. Теперь он именовался не иначе, кроме как «Октавиан Цезарь Август, сын бога», а также получил ряд регионов в личное управление вместе с титулом принцепса. С этого момента в Римской республике провинции делились на сенаторские и императорские. В последних Октавиан, на правах полноправного владыки мог ставить своих людей наместниками, а иногда, чтобы задобрить ту или иную группу сенаторов, назначал их представителей поуправлять своим регионом.

Красными провинциями управлял Октавиан, а розовыми сенаторы. Желтеньким цветом обозначены вассалы Римской республики.
Красными провинциями управлял Октавиан, а розовыми сенаторы. Желтеньким цветом обозначены вассалы Римской республики.

Самое интересное крылось в расположении императорских провинций, почти все они были приграничными, а соответственно, именно там расквартирована большая часть легионов. Так Октавиан подмял под себя военную власть в республике. Вдобавок ко всему, выступая перед Сенатом, он частенько искренне удивлялся, зачем республике нужны войска в тихих и уютных сенаторских провинциях и настаивал на укреплении границ. Таким образом, ему удалось увеличить военное присутствие в своих регионах, оставив в распоряжении у Сената полтора вооруженных калеки. Через некоторое время он забрал и последних вояк, проведя законопроект, позволяющий ему контролировать армию и флот в Римской республике.

Октавиан планомерно наращивал собственную власть за счет уменьшения роли Сената как во внешних сношениях республики, так и во внутренних делах. Он настоял на том, чтобы сенатские полномочия стали законодательными, а вот законосовещательную функцию у сенаторов он отобрал, сформировав Совет принцепса, который предлагал законопроекты на рассмотрение Сената, причем отдельно отмечал те, которые инициировал сам Август.

В Сенате начали потихоньку понимать, что от их мнения почти ничего не зависит.
В Сенате начали потихоньку понимать, что от их мнения почти ничего не зависит.

Дабы не ронять авторитет сенаторов ниже плинтуса, Октавиан повысил имущественный ценз до 1 миллиона сестерциев. Но политики как-то разочаровались в происходящем и почти не видели смысла посещать собрания. Дошло даже до того, что временами сенаторов собиралось очень мало и голосование невозможно было провести из-за отсутствия установленного кворума (минимальное количество человек, необходимое для инициации процедуры голосования). Такое отлынивание от работы не нравилось принцепсу, так как республиканский фасад Рима, который он кропотливо выстраивал долгие годы, начинал разрушаться. Чтобы такого не происходило, Октавиан ввел индивидуальные кворумы для каждого заседания и систему крупных штрафов за отсутствие на заседаниях без уважительной причины, а с 11 года до н.э. Август способствовал принятию закона, по которому сенаторы не имели права покидать Италию и Сицилию без его личного разрешения.

Проведя новую волну чистки Сената под лозунгом восстановления нравов, Октавиан ликвидировал институт цензоров, сделав сенатские привилегии пожизненными. Для детишек сенаторов действовали особые льготы на государственной службе, благодаря которым они в будущем могли унаследовать тогу сенатора от папаши.

В Риме формировалась новая наследственная аристократия.
В Риме формировалась новая наследственная аристократия.

Анализируя отношения Октавиана Августа с Сенатом можно заметить опасное балансирование между изъявлением формального уважения к сенаторам и непрекращающимся фактическим закручиванием гаек. Пусть даже Октавиан и объяснял перед Сенатом каждый свой шаг, но все его действия были направлены на сосредоточение основных полномочий государственного управления в своих руках. Причем, он наращивал свое влияние с большой осторожностью и лишь к концу правления позволил себе действовать решительнее. У Сената всегда оставалась возможность законодательно закончить полномочия принцепса, но никто не решался этого делать, опасаясь новой войны и руководствуясь принципом: «лучше так, чем вообще никак».

И действительно, Октавиана Августа сложно назвать диктатором, помешанным на власти и привилегиях, он действительно способствовал развитию Римской республики, особенно в экономическом плане. Но об этом мы поговорим в следующей серии.

Следующая серия:

Предыдущая серия:

Самая первая серия:

Если вам понравился формат и подача, подписывайтесь на канал. Я здесь постоянно.

С любовью и уважением, Автор