Найти в Дзене
Немного Историк

Как Октавиан Август "закручивал гайки" в политическом поле Римской республики?

Победа над Марком Антонием и Клеопатрой принесла Октавиану немало политических очков и положила конец гражданским войнам в Римской республике. Наследник Цезаря, несмотря на торжественные похороны поверженных противников, испытывал явную неприязнь к Египту за то, что его царица позволила вмешиваться в римскую политику. Воспользовавшись случаем военного присутствия в Александрии, Октавиан принимает решение об аннексии Египта, инициировав торжественную церемонию провозглашения его фараоном.

Октавиан участвует перезахоронении Александра Македонского.
Октавиан участвует перезахоронении Александра Македонского.

Понимая, что теперь его личной власти ничего не угрожает, Гай Октавий ставит своего наместника в Египте, без формального согласования с Сенатом, фактически, сделав провинцию личным доменом. Перед отъездом из Александрии, Октавиан велел перезахоронить тело Александра Македонского, причем, как утверждает древнеримский историк Светоний, когда великого завоевателя достали из саркофага, Гай Октавий водрузил его золотую корону на свою голову. Этот поступок отлично характеризовал амбиции Октавиана. Правда, основным полем боя Гая Октавия, на протяжении всей жизни, были кулуары римской политики, а открытые сражения с большими армиями, он делегировал своим военачальникам.

Один из ближайших сподвижников Октавиана, Марк Випсаний Агриппа, слыл талантливым полководцем. Ему принадлежит знаменитая победа при мысе Акций, а также разработка плана вторжения в Египет. Когда Октавиан с Агриппой торжественно въехали в Рим, Сенат, практически моментально единогласно избрал их консулами. Подтвердив консульские полномочия, Гай Октавий, в единодушии с Агриппой, начали работу по сосредоточению всей власти в руках одного человека.

Марк Випсаний Агриппа - ближайший друг и сподвижник Октавиана, подаривший ему множество побед над политическими противниками.
Марк Випсаний Агриппа - ближайший друг и сподвижник Октавиана, подаривший ему множество побед над политическими противниками.

Первое время, сенаторы придерживались убеждения, что Октавиан стоит на страже республиканских порядков, а когда ситуация стабилизируется, он мирно сложит полномочия и уйдет в закат. Признавая авторитет Октавиана и надеясь на его благоразумие, Сенат, фактически, сделал его полномочия консула бессрочными, дав возможность возобновлять их каждый год.

Октавиан учел опыт Цезаря и пришел к выводу, что принимать полномочия диктатора не самая лучшая идея, да и опасно для жизни. Он решил сосредоточить государственную власть в своих руках, оставив видимость республиканских институтов. Для реализации подобного замысла необходимо провести ряд реформ. Первоначальные усилия Октавиан сосредоточил на провинциях, он выступил перед Сенатом 13 января 27 года с пламенной речью о трудностях управления на местах, он предлагал четко разделить зоны ответственности и реформировать процедуру назначения наместников. Закончив выступление, он сложил консульские полномочия. Сенат, будто по заготовленной схеме, запретил Гаю Октавию отказываться от власти и поддержал его предложение, пожаловав ему империум (право на самостоятельное управление) на испанские, галльские и сирийские провинции сроком на 10 лет. В итоге, Октавиан получил неограниченную власть в ключевых регионах Римской республики и контроль за денежными потоками, что здорово облегчало ему жизнь. Кроме того, легионы, расквартированные в провинциях, подчинялись ему напрямую.

Отличный мультяшный арт, иллюстрирующий примерные взаимоотношения Октавиана и Сената.
Отличный мультяшный арт, иллюстрирующий примерные взаимоотношения Октавиана и Сената.

16 января 27 года до н.э., Сенат наградил Гая Октавия дополнительным именем, присуждавшимся за большие заслуги перед республикой. Его выбор пал на «Август», хотя изначально ему предлагалось имя «Ромул», в честь основателя столицы, но Октавиан отказался из-за негативного оттенка братоубийства. Теперь его могли величать «Император Цезарь Август, сын Бога» (нехило для 36-летнего мужчины, теперь уж точно кризис среднего возраста не светит). Наряду с новым именем, Октавиан принял новый титул – принцепс, своего рода, первый среди равных. Вот с этого момента и начался процесс трансформации фактической республики в номинальную.

Сенат становился законодательным органом, но в руках в принцепса-императора сосредотачивались огромные полномочия, как в провинциях, так и в самом Риме. Он обладал законодательной, исполнительной и военной властью. По сути, Октавиан Август объединял преимущества нобилитета и плебса одновременно, он мог предлагать законы и ставить вето на решения Сената. Конечно, имелась оговорка, что сенаторы всегда могут большинством голосов отозвать неограниченные полномочия Августа, но, другой вопрос, кто посмеет это сделать?

Октавиан, когда видел любого мало-мальски влиятельного сенатора в столице.
Октавиан, когда видел любого мало-мальски влиятельного сенатора в столице.

Будучи первым сенатором, Октавиан распорядился создать новый совещательный орган – совет принцепса, куда входило два консула и пятнадцать сенаторов, избираемых на полгода по жребию. Фактически, в руках этого органа сосредотачивалась вся законодательная работа. Там подготавливались важные законопроекты, которые уходили на рассмотрение Сената, с пометкой «одобрено принцепсом и его командой». Думаю, не надо объяснять, как голосовали сенаторы, увидев такие пометки.

Принципат Августа работал довольно эффективно, но ему постоянно приходилось осыпать похвалами Сенат и вести себя достаточно скромно. Успех его власти зиждился исключительно на хрупком балансе между спокойным нобилитетом и сытым плебсом. Даже достигнув небывалого могущества в 24 году до н.э., когда сенаторы предоставили ему Tribuncia potestas a vita (неограниченное вмешательство во все ветви государственной власти и иммунитет от судебного преследования), он продолжил заигрывать с Сенатом, не желая новых гражданских войн и потрясений.

Октавиан с большим усердием пытался срастить широкую императорскую власть и номинальное первенство Сената в республике.
Октавиан с большим усердием пытался срастить широкую императорскую власть и номинальное первенство Сената в республике.

Тем не менее, не стоит воспринимать Сенат как дрессированную кошку Куклачева, Октавиан проделал кропотливую работу, чтобы ограничить полномочия этого важного органа Римской республики и частенько на этом пути, у него возникали проблемы. Но об этом в следующей статье.

Следующая серия:

Предыдущая серия:

Самая первая серия:

Если вам понравился формат и подача, подписывайтесь на канал. Я здесь постоянно.

С любовью и уважением, Автор