В период правления Октавиана Августа римская экономика была полностью перелопачена и приведена к общим стандартам. Учитывая размеры государства и слабый уровень развития инфраструктуры, это стало задачкой со звездочкой. Тем не менее, экономическое развитие дало ощутимые результаты и каждый римлянин, находящийся "вне политики", всегда поминал принцепса добрым словом. Как же ему удалось привести экономику республики к небывалому расцвету? Давайте вместе разберемся в этой статье.
Теперь чеканить деньги буду только я
Принципат Октавиана Августа характеризуется резким увеличением денежной массы в обращении, а все потому, что император всерьез занялся чеканкой денег. Ему удалось убедить Сенат в необходимости четкого контроля за процессом изготовления блестящих монеток, так как имелись прецеденты, когда отдельные сенаторы становились монетариями (должность, ответственная за эмиссию денежных средств) и сказочно богатели в короткие сроки. Октавиан взял ситуацию под свой контроль и перенес производство монет за пределы Рима, в город Лугдунум, оттуда он обеспечивал республику наличностью. Правда, в восточных провинциях долгое время оставались собственные эмиссионные центры, так как императорские монеты почти не доходили до окраин республики. Заполучив в свои цепкие лапки систему чеканки монет, Октавиан не только обогатился, но и сделал металлические деньги отличным инструментом собственного пиара. Чтобы народ его не забывал, принцепс напоминал о себе почти в каждом тираже, печатая свои инициалы, свой профиль, свои триумфы. Причем, монеты стали симпатичнее с дизайнерской точки зрения, что так же играло на его узнаваемости.
Богачам тоже нужны деньги
Располагая ресурсами, Октавиан приступил к реализации замысла по увеличению объемов денежной массы в Римской республике. И тут важно понимать, что речь идет не о перенасыщении рынка, а о восполнении его потребностей. В государстве почти не было монет большого номинала, а таскать с собой громадный мешок с медяками не особо приятная практика, удовольствие от богатства не то, знаете ли. Принцепс взялся за работу с золотом и серебром, что позволило гражданам без труда заключать сделки любого масштаба. Теперь для того, чтобы приобрести недвижимость, можно было прихватить небольшой кошелек, наполненный золотыми монетами, а не тащить с собой 100500 мешков с бронзой на нескольких ишаках. Это способствовало развитию торговли.
Процветания! Всем процветания!
Инъекция достаточного количества денежных единиц в экономическую систему Римской республики, сделала бартерную торговлю зазорным делом. Экономика стремительно росла, а имея в распоряжении четкий курс обмена монет и безопасные маршруты, заколосилась торговля между провинциями. Принцепс ответственно подошел к искоренению пиратства в морях, благо, у него был огромный военный флот. По итогу, повысился импорт предметов роскоши в Италию, а из Италии отправлялись ремесленные продукты, вина и прочие исконно римские богатства. Правда, освоение инновационных технологий труда и открытие новых производств негативно сказывалось на крестьянстве, которое всегда считалось опорой режиму. Из крестьян обычно набирались люди для службы в римской армии. С этим Октавиан ничего не смог поделать, лишь постарался ввести протекционистские тарифы на импорт сельскохозяйственной продукции. Дефицит торгового баланса Италии понемногу уменьшался, а экономическая жизнь из Рима постепенно перетекала в италийский регион и провинции.
Плоти налоги!
При хороших доходах с торговли можно подумать и об унификации налоговой системы. В Римской республике была определенная проблема, связанная с организованным сбором шекелей. Дело в том, что взиманием прямых налогов занимались публиканы (частные физические лица, богачи), которые выкупали право на сбор налогов. Это было удобно для Сената, так как давало быстрые деньги в обозримой перспективе, но пагубно отражалось на налогоплательщиках, возникали перегибы на местах и прозрачность налоговой системы ставилась под вопрос. Октавиан первым делом отказался от сдачи налогов в откуп публиканам и передал это дело отдельным общинам. Сперва реформы коснулись только императорских провинций, но вскоре были распространены и на сенатские. Кроме того, для каждой римской провинции был прописан четкий процент налоговых ставок во избежание дополнительных неправомерных сборов. С крупными откупщиками не попрощались, все-таки это были влиятельные экономические игроки, поэтому им оставили право взимать некоторые незначительные прямые налоги, но строго- настрого запретили соваться в новообразованные провинции. Чтобы четко, эффективно и правомерно осуществлять налоговую политику, Октавиан ввел практику составления отчетов о состоянии государственных финансов.
Что по итогу?
В результате революционных (по меркам Древнего Рима) нововведений, принцепсу удалось обеспечить существенный экономический прирост в республике. Многие сенаторы поначалу холодно отнеслись к проводимым реформам, но по мере реализации, уже никто не сомневался в их полезности. Не обошлось и без трудностей, к примеру, наполнение римской экономики наличными деньгами привело к скачку цен, но за счет развития торговли этот негативный момент удалось сгладить. Прозрачная налоговая система, регулируемая государством, сделала взимание налогов простым, эффективным и системным.
Ничто так не способствует новым территориальным приобретениям как хорошая экономика. В следующей статье мы поговорим о внешней политике в период правления Октавиана и посмотрим, как он использовал сильную внешнеполитическую позицию Римской республики.
Следующая серия:
Предыдущая серия:
Самая первая серия:
Народ, если любите Древний Рим, историю и веселые мемасики, подписывайтесь на канал. Я тут постоянно!
С любовью и уважением, Автор