Повести Валентина Григорьевича Распутина все очень пронзительные, но «Живи и помни» - одна из первых в его творчестве – пожалуй, самая пронзительная – наравне с «Прощанием с Матёрой» и «Дочь Ивана, мать Ивана».
Написанная в 1974 году, она не совсем обычна для того времени: она о войне и не о войне, главный герой – дезертир. Но, вопреки всему, повесть была очень хорошо встречена читателями и впоследствии неоднократно ставилась в театрах и экранизировалась.
Почему я о ней вспомнила? Потому что в этом году Валентину Григорьевичу исполнилось бы 86 лет, и в нашей библиотеке на днях прошла беседа о нём. В ходе беседы лектор более подробно остановилась именно на этой повести и задала аудитории (взрослой) два простых вопроса: правильно ли поступил главный герой Андрей Гуськов, и правильно ли поступила героиня – его жена Настёна.
Думаю, что все читали или смотрели экранизацию повести, но всё же напомню сюжет. Дело было в начале 1945 года. Война подходила к концу. Сибиряк Андрей Гуськов был ранен в боях и лечился в госпитале в Новосибирске. После лечения он надеялся, что его комиссуют, тем более, что война явно подходила к концу, и даже не сообщил в родное село жене и отцу о своём ранении – хотел сделать им сюрприз своим появлением. Но его после лечения признали здоровым и направили опять на фронт. И тогда он совершает необдуманный поступок – решает перед фронтом самовольно добраться до родной деревни повидаться с семьёй. Но с транспортом в то время было очень сложно (наверное, в сибирских деревнях и сейчас нелегко, а тогда, когда все поезда шли на запад – и вовсе невозможно), и Андрей не успел в положенные три дня съездить и вернуться. Он даже добраться до деревни не успел, как понял, что стал дезертиром. В такой ситуации он решил даже не появляться дома, потому что понимал, что его будут искать, найдут, и тогда… штрафбат, наверное, или ещё хуже… И он поселился в лесу на другом берегу Ангары.
Его жена Настёна вскоре после появления мужа догадалась, что он здесь, но тоже, как и он, сказать об этом никому не могла. Ездила к нему на лодке тайком.
Вот так необдуманным поступком Андрей поставил себя вне закона, а своих близких поставил под удар – им бы тоже пришлось отвечать перед законом, если бы власти узнали, что они покрывают дезертира.
Неизвестно, как долго могла бы тянуться такая ситуация, но Настёна забеременела, и это уже скрыть было нельзя. Конечно, можно было подумать, что она нагуляла ребёнка – случалось такое в годы войны, но не все верили в это, поскольку Настёна была очень порядочной, и они с Андреем очень любили друг друга – все в деревне это знали.
Ситуация зашла в тупик. Подозревая, что где-то здесь прячется Андрей, за Настёной начали следить. И однажды, плывя на лодке на другой берег Ангары к убежищу Андрея и заметив за собой слежку, Настёна бросается с лодки в воду и тонет.
И опять возвращаемся к вопросам: правильно ли поступил Андрей? Правильно ли поступила Настёна? Сразу скажу, что ответы аудитории были разные. Далеко не все осудили Андрея за дезертирство. Понять можно: устал человек воевать, да и не планировал он дезертировать. Просто поступил неосмотрительно. А вот дальше… Как ему было поступить дальше? Тупик…
А Настёна? С православной точки зрения она поступила неправильно – погубила не только себя, но и неродившегося ребёнка. Кто-то сказал, что поступила она правильно, поскольку выхода другого не было.
А я хочу сказать здесь о мастерстве писателя. Ведь по ходу сюжета было понятно, что Андрей понимает последствия своего поступка и переживает, ищет выход и находит его только в своей смерти. Но, несмотря на то, что о самоубийстве он думает, его инстинкт самосохранения оказывается сильнее. Вот если бы Распутин «убил» Андрея, то акценты в повести были бы расставлены совсем по-другому: читатель сочувствовал бы Андрею. А писатель создал совсем другой финал. И Андрей остался в памяти читателя не только дезертиром, но и трусом, а преданная и честная Настёна – невинной жертвой.
А вы как считаете, правильно ли поступили герои повести?
Этот материал был ранее размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/manuscripts/1489EBCC0C5B92E6.html