Россия страна деревянного зодчества. И Саратовский край не в стороне от этой части русской народной культуры. Самое известное и наиболее распространённое проявление которой – резные украшения фасада дома. И прежде всего окон – наличники. Сначала немного теории. Практическое назначение наличника простое - закрывать щель в бревнах, неизбежно возникающую при врезке оконной рамы. Но для многих это прежде всего важное украшение. Наличник переводится, как «находящийся на лице». Фасад дома это, как бы его лицо, обращенное к внешнему миру. А лицо должно быть красивым! Ниже полная расшифровка того, что как на лице дома называется:
Деревянная резьба по регионам нашей страны имеет существенные различия. И не то, что по регионам, по районам - уездам!
Большой шок вызывает информация о том, что резные украшения окон, вовсе не старинная традиция, а появились они только в 18-19 веках. До этого окна в домах были маленькие и их по «периметру» не украшали. С древних времен затейливой резьбой у нас украшали крышу. И... речные корабли! С появлением окон со стеклом родился новый элемент народной культуры. Мастера так сказать освоили!
Резьба бывает прорезная, накладная. рельефная, скульптурная. Украшали и и ворота и крыльцо:
То что по краям фасада, вроде называется - причелины. Под кровлей - подзор. Богатые причелины с такими вот сережками - особенность Покровского стиля.
Интересно, что среди наличников середины 20 века есть изображения советских символов и космических сюжетов, например первого спутника!
Еще больший шок вызывает факт, что информации по наличникам и другим украшениям фасада практически нет. Исследовать этот вид искусства стали только в 21 веке. Нет ни книг по деревянной резьбе (прошлых времен), ни истории резьбы в разных регионах. Современные исследователи как будто изучают исчезнувшую цивилизацию. Предмета исследований много – но откуда что взялось и что означают разные узоры можно только догадываться. Искусство было народным. Книг по нему не писали. В каждом, не то что регионе, уезде - свои узоры. Лучший проект по наличникам в сети это http://nalichniki.com/ Ивана Хафизова. И вы не поверите начался он не с русского севера или Золотого кольца, а с города Энгельса.
Этот город еще и родина главного проекта по наличникам России!
Вот что сам Хафизов, профессиональный фотограф, пишет о рождении своего «увлечения»:
«Энгельс стал для меня первым городом, в котором я заметил, что на домах вообще висят ставни, причем РАЗНЫЕ! Произошло это знаменательное событие в июне 2007-го года, когда бродя в жару по пустым улицам, я вдруг понял, что рискую уехать отсюда не сняв ни одного кадра. Пришлось достать фотоаппарат и снимать сначала всё подряд, просто, чтобы “втянуться”… Через три кадра в видоискатель попали первые ставни. А через час, я понял, что трех дней в Энгельсе мне может не хватить даже чтобы запечатлеть насколько разные наличники здесь встречаются. Так всё и начиналось.»
Важно - ставни присутствуют или отсутствуют то же по регионам. Ставни есть на юге, в Сибири (не везде) и на севере. В центральной России их нет. Но есть регионы - исключения. А вот объяснения этим закономерностям нет! Вероятно, на юге ставни делали, чтобы закрывать окна летом от солнца. А в Сибири и на севере - от зимних холодов?
Еще важное от Ивана Хафизова: «наличники — это фольклорный элемент архитектуры, они не делались каким-то конкретным резчиком на всю округу. Очень часто они делались для себя, для своего дома, но с оглядкой на соседей, то есть не сочиняя новые элементы и сочетания, а комбинируя уже развитые в этом городе или селе. Именно поэтому наличники разных городов отличаются друг от друга — и поэтому же внутри одного города они похожи несмотря на разницу в возрасте, доходящую иногда до ста лет. Уникальность наличников как явления — в их народности. Они — воплощение гармонии нескольких поколений самого народа. Нас, то есть.»
В Саратовской области есть несколько вариантов "своих" узоров. Ближайшим же к Саратову местом - центром «деревянного зодчества» общероссийского масштаба является село в Пензенской области (а когда-то Саратовской губернии) со странным названием – Русский Камешкир!
Расположено среди прекрасных лесов, между Кузнецком Пензенской области и Петровском Саратовской. Чуть севернее от нашего известного села Лох и Новых Бурас.
Село не маленькое (по современным меркам), райцентр, больше 5000 жителей.
Уже происхождение необычно и связано с «исторической» Русью – село создано, как принадлежавшее Троице –Сергиевской лавре. Назвали понятно Сергиевским. Камешкир — это название местной маленькой речки. Население состояло из мордвы и монастырских крестьян. Чуть дальше село – Мордовский Камешкир. Есть разные версии происхождения слова.
Ниже образовательное учреждение (вроде музыкальная школа) и храм:
Основная часть домов в Русском Камешкире из дерева. И трудно найти среди фасады, которые не украшает деревянная резьба.
Где-то уже пластиковые окна, а часть великолепия осталась:
Резные кружевные узоры здесь повсюду - на фронтонах, колодезных постройках, беседках.
В изобилии - резные ставни, наличники на окнах. Какие-то дома, как на фото выше, полузаброшены. А какие-то сверкают.
В том же стиле строят да же новые дома, из современных материалов.
Да же на детских площадках здесь вот такие беседки:
Фирменным стилем конечно является "веер", часто в "луковичке".
Уникальным является ресторан "Камешкирские узоры" у въезда в село.
У него своя потрясающая история. В 1970-ые в Пензенской области построили несколько подобных заведений "общепита" из дерева, в неорусском стиле. Сейчас вроде сохранился только этот проект. Изначально он был разработан для Звездного городка архитектором А.В. Маматкадзе (местный, урожденный пензенский грузин), автором и других "русских ресторанов".
Но для космонавтов выбрали другой проект и местные мастера под руководством Виктора Кирилина воплотили проект у себя на родине в 1980 году.
В доказательство того, что село и его мастера очень известны, ролик 1975 года! Там и про планы на кафе для космонавтов.
Одним из развитых промыслов в здешних местах было и остается пчеловодство. В особенных местах – особенные люди, и здесь важной достопримечательностью является домашний музей Александра Васильевича Белянина. Он собрал в сарае и гараже уникальную коллекцию старинных вещей. Позавидует любой краеведческий. Про него то же есть не мало роликов в сети. Еще он пасечник и грибник. Готовит медовуху)) Туристов и угощает и продает дары природы.
Надеюсь дома в России продолжат украшать прекрасными узорами и мастера не переведутся! А кто заинтересовался наличниками еще раз напомню про проект Ивана Хафизова.