Возможности российской промышленности не позволяли сразу перевооружить флот на современные паровые и броненосные корабли. Важнейшие детали приходилось заказывать за границей, набирать опыт за свои и на единичных экземплярах. Строились российские броненосцы долго и по крайней мере по количеству не могли составить конкуренцию ведущим морским державам.
Выручали отработанные и недорогие корветы и клипера, которыми можно было укомплектовать крейсерские эскадры для Большой игры, обеспечить присутствие флага в Мировом океане, провести разведку судоходных путей и собственного побережья в новых провинциях. В конце 70-х построили восемь клиперов четвертой, завершающей серии клиперов, серии типа «Крейсер».
1 февраля 1892 года клипера четвертой серии были переклассифицированы в крейсера 2-го ранга.
О создании проекта и постройке кораблей здесь:
О самой известной паре клиперов серии- «Джигит» и «Разбойник» здесь:
А эта статья посвящена судьбе остальных шести клиперов серии.
Головной клипер «Крейсер» 4 сентября 1875 года с завода на буксире отправили в Ревель для установки механизмов, 10 мая 1876 года, тоже на буксире, он был возвращен в Кронштадт на испытания. После испытаний клипер вошел в состав Балтфлота. Испытания выявили ряд проблем с машиной, но обострившаяся обстановка по Восточному вопросу заставила ускорить отправку корабля в Средиземное море.
3 июня 1876 из Кронштадта клипер ( командир-капитан-лейтенант Константин Николаевич Назимов, на борту 21 офицер и 162 нижних чина ) отправился на Средиземноморье и присоединился к Отряду судов в греческих водах. Русско-турецкую войну клипер встретил в Филадельфии на ремонте 12 апреля 1877 года. 1 августа 1877 года он ушел через Магелланов пролив в Тихий океан. Первое полугодие 1878 клипер находился в Сан-Франциско.
27 августа 1878 клипер «Крейсер» в Йокогаме присоединился к отряду судов Тихого океана. 17 сентября 1881 года корабль вернулся в Кронштадт.
1 сентября 1884 года он вновь отправился на Дальний Восток вокруг мыса Доброй Надежды. Здесь он занимается в основном гидрографическим исследованием побережья Кореи, ряд открытых объектов получили имена офицеров клипера и адмиралов обороны Севастополя. Одну бухту назвали Крейсер. Затем было изучение побережья Анадырского залива. Параллельно шла и сторожевая служба. 17 августа 1886 года была задержана американская шхуна "Генриетта" с полутора тоннами китового уса, мехом лис и песцов, моржовыми клыками. Все это за копейки или огненную воду коммерсанты "купили" у чукчей. Конфискованную шхуну в 1888 году поставили на баланс и переименовали в «Крейсерок» и теперь уже она сама занималась охраной морских котиков в составе Сибирской флотилии.
Ненадолго вернувшись в Кронштадт в 1887 году, в сентябре 1888 года клипер вновь уходит на Тихий океан. 21 июня 1890 года командиром клипера был назначен капитан 2-го ранга З.П. Рожественский. Корабль занимается исследованиями севера Японского моря.
По пути на Балтику клипер задержался в Гибралтаре, где зафиксировал появление трех новых береговых батарей и двух стотонных орудий. В Пирее клипер посетила королева эллинов Ольга Константиновна с последующим традиционным чаепитием из самовара на королевском приеме, о чем одному из матросов была выдана официальная справка с печатью. В Кронштадт корабль вернулся 30 апреля 1891 года.
6 августа 1891 года Рожественского на посту командира сменил капитан 2-го ранга Н.И. Небогатов.
Четвертый поход на Дальний Восток начался 30 сентября 1893 года по маршруту вокруг мыса Доброй Надежды и закончился 5 мая 1899 года в Кронштадте. По пути в датских водах крейсер сопровождал две императорские яхты. На Дальнем Востоке корабль принял участие в большом сборе флота в Чифу 1895 года объединенных эскадр Тыртова и Макарова с военной демонстрацией против Японии.
Тогда японцы уступили. На японской земле, кстати, был похоронен и новый командир крейсера (с марта 1895) капитан 2-го ранга П.К. Тимофеев, неожиданно скончавшийся в ноябре 1895 года во время стоянки в Нагасаки. Во время возвращения крейсера в Россию наблюдениями за температурой и плотностью морской воды вел младший штурман А.В.Колчак.
В 1901-1904 годах на бывшем клипере в Атлантику вывозили на обучение учеников школ унтер-офицеров и квартирмейстеров.
10 июня 1904 года «Крейсер» вошел в отряд судов Кронштадского порта, а в 1905 году в состав Учебного Морского отряда. 11 марта 1906 года корабль переклассифицирован в учебное судно.
В 1904-1906 годах командиром «Крейсера» был бывший командир канлодки «Кореец» капитан 1-го ранга Григорий Павлович Беляев. С 7 мая 1907 года командир корабля-капитан 2-го ранга М.Ф. Шульц, бывший командир крейсера «Новик».
31 августа 1908 года корабль причислен к Кронштадскому порту, а в июне 1908 года передан Лиге обновления флота как экскурсионное судно.
14(27) октября 1909 года корабль переклассифицирован в транспорт и переименован в «Волхов». С 9 декабря 1910 года исключен и использовался как брандвахта порта императора Александра 3. 6октября 1911 года он снова передан Кронштадтскому порту 11 октября 1911 года клипер исключен из списков флота.
Но продолжал стоять в Кронштадте. Во время 1-й мировой стал плавказармой №1, с сентября 1917 года- «Новорусский». 25 октября 1917 года вошел в состав Морских сил Балтийского моря. 5 декабря 1924 года после почти полувековой службы корабль был сдан на слом и 25 ноября 1925 года исключен из списков РККФ.
Клипер «Наездник» стали готовить к переходу на Дальний Восток сразу после Высочайшего смотра крейсеерских сил Балтийского флота 18 июля 1879 года. 21 октября клипер ( капитан-лейтенант Л.К. Кологерас, 21 офицер и 169 нижних чинов) в составе отряда капитана 1-го ранга М.Л. Новосильцева вышел из Кронштадта.
17 июня 1880 года клипер прибыл в Нагасаки, неофициальную на тот момент столицу нашей тихоокеанской эскадры. Затем был переход во Владивосток и крейсерство у японских берегов. При этом клипер умудрился помочь в снятии с мели флагмана местной британской эскадры броненосца «Айрон Дюк» и корвета «Чемпион».
В 1881 году клипер вернулся в Россию.
В мае 1882 года-командировка в Средиземноморскую эскадру, а оттуда, в октябре, вновь на Тихий океан через Магелланов пролив. Здесь его ждал сильный шторм, пришлось снимать рангоут и ставить 3-й якорь. Прибыл клипер в Шанхай, посетил Владивосток, Каролинские и Марианские острова. В 1885 году корабль вернулся на Балтику.
Третий поход начался в 1887 году, клипер посетил Сидней, Фолкленды и Владивосток. В этом походе корабль занимался изучением Сахалина. 22 июня 1889 года он вернулся в Кронштадт.
1 января 1890 командиром ненадолго (до 9 апреля) стал капитан 2-го ранга З.П. Рожественский. В июле 1891 года клипер входил в принимающую французскую эскадру в Кронштадте делегацию.
1 мая 1893 года крейсер «Наездник» получил назначение на север, где посетил Екатерининскую гавань и пережил 10-балльный шторм с качкой до 30 градусов. В активе у крейсера-6 норвежских шхун-браконьеров с тюленьими шкурами. Лето крейсер провел на гидрографических работах у Новой земли и Югорского Шара. 28 августа корабль вернулся в Кронштадт.
После этого крейсер нес службу в составе Практической эскадры Балтийского флота. Среди его командиров в этот период можно выделить капитана 2-го ранга В.К.Витгефта (1894). В ноябре 1902 года корабль сдан порту, а 7 декабря исключен из списков по "совершенной негодности к дальнейшей службе".
«Стрелок» сразу после испытаний 22 октября 1879 года приступил к подготовке похода на Дальний Восток. 24 июня 1880 года он покинул Кронштадт ( командир капитан-лейтенант А.К. Де Ливрон, 21 офицер, 167 матросов) и через Индийский океан прибыл в Нагасаки 26 сентября. Клипер патрулировал Камчатку, затем был отправлен в Северный Ледовитый океан на поиски американской яхты "Жаннетта" с экспедицией Джорджа Делонга на борту. Яхта пропала во льдах и клипер ничего не нашел. Как оказалось, яхта была раздавлена льдами и затонула. До сибирских поселений смогли дойти 40 человек из 60.
2 октября 1882 года клипер вернулся в Кронштадт. За его кормой осталось 50 580 миль, пройденных за 831 день, из них под парусами 41280 миль. 5 февраля 1883 года «Стрелок» был причислен к Гвардейскому экипажу.
Сам корабль (командир капитан-лейтенант Н.И. Скрыдлов, 13 офицеров и 167 матросов) присоединился к средиземноморской эскадре контр-адмирала П.А. Чебышева. 28 января 1885 года клипер отправился в Америку.В Гаване в новом доке днище клипера очистили от ракушек, что прибавило ему 1,5 узла скорости.
В этот момент в Центральной Азии обострилась Большая игра, за русским клипером был приставлен следить английский корвет «Гарнет». Но Скрыдлов умудрился оторваться от хвоста и 16 апреля прибыл в Нью-Йорк, откуда к 10 июня вернулся в Кронштадт.
В августе 1886 года клипер последний раз совершил поход в Средиземноморье, где пробыл до мая 1888 года. Затем служба корабля протекала в составе Практической эскадры Балтийского флота. На нем обучали кадетов и гардемаринов Морского корпуса.
11 января 1897 года крейсер перевели из Гвардейского экипажа в 14-й флотский. В плавания он больше не выходил. 8 февраля 1899 года его перевели в учебные суда Морского инженерного училища. 10 февраля 1899 года корабль понижен до 3-го ранга. 22 ноября 1907 года его исключили из списков флота и использовали в различных целях. В 1916 году его разобрали.
«Пластун» после Высочайшего смотра 26 июня 1880 года вышел из Кронштадта на Дальний Восток (командир капитан 2-го ранга П.А. Полянский, 21 офицер и 167 матросов). через Индийский океан. После прибытия во Владивосток корабль посетил порты Приморья вместе с губернаторами Приморья и Восточной Сибири. в августе 1882 года он зашел на ремонт в Сан-Франциско, а в сентябре в составе отряда контр-адмирала А.Б.Асламбекова ( крейсер "Африка", клиперы «Пластун» и «Вестник») направился в Австралию, которую посетил 16 декабря 1882 года. При возвращении во Владивосток в густом тумане у острова Дажелет после опрокидывания парового катера погиб матрос Алексей Шаванов.
В мае 1883 года «Пластун» занимался картографией Сахалина, с августа поставлен стационером в Чифу. В том же году вернулся на Балтику.
В 1884-1886 годах корабль служил при Средиземноморской эскадре. С 1887 года-в практической эскадре Балтийского флота. Из командиров этого периода можно отметить капитана 2-го ранга А.А. Бирилева (1888).
С 1902 года крейсер вошел в Отрряд отдельной съемки Балтийского моря. В 1903 году корабль занимался промерами у финских берегов. 29 октября 1905 года ранг крейсера понижен до 3-го, а 5 января 906 года корабль был сдан в порт. 1 марта 1907 года его исключили из списков флота.
«Вестник» в августе 1880 года направился на Тихий океан ( командир капитан-лейтенант Ф.К.Авелан, 21 офицер и 167 матросов). На переходе через Индийский океан во время шторма волной выбило винт. Работая в холодной воде сменами моряки смогли поднять винт на палубу. Идти дальше пришлось под парусом, несмотря на продолжающиеся шторма. Экипаж смог самостоятельно в пути отремонтироваться, установить на место винт и раму. Машина вновь дала ход.
По приходу в Нагасаки корабль все-таки довели до ума в доке, затем в составе отряда адмирала Асламбекова клипер посетил Америку и Австралию. Прием в Австралии был очень радушным, на борту побывало более 200 гостей.
На обратном пути «Вестник» доставил из Мельбурна в Сингапур Н.Н. Миклухо-Маклая, который затем вернулся в Россию на крейсере «Азия».
После возвращения клипер занимался гидрографическими работами на Камчатке, а также охраной промыслов от браконьеров. Силами экипажа в Петропавловске был установлен памятник обороне города в 1854 году.
В 1883 году клипер вернулся в Кронштадт.
В 1885-1887 годах клипер вновь нес службу на Тихом океане. После возвращения входит в состав Практической эскадры.
3 марта 1894 года крейсер отправили на север, с задачей охраны рыбных и звериных промыслов от Екатерининской гавани до Новой Земли. Параллельно офицеры занимались описанием мурманского побережья и изучением Белого моря.
В 1895 году крейсер вернулся в Либаву, откуда в августе 1896 года его направили в Средиземное море. Там при проверке контр-адмирал Андреев обнаружил гниль в мачтах, что требовало их замены. Наказали всех причастных, командира, кап-два К.Б. Михеева отчислили, его место занял капитан 2-го ранга Н.В. Юнг (командир "Орла" при Цусиме).
В 1898 году с января по май, крейсер патрулировал северную Атлантику. С 1900 года он приписан к Морскому кадетскому корпусу и с кадетами ежегодно ходит в учебные походы. 6 ноября 1905 года корабль сдали Кронштадтскому порту, а 2 сентября 1906 года исключили из списков.
«Опричник», закончив испытания, в конце 1880 года ушел в Средиземное море (командир- капитан-лейтенант Ивашинцев, 20 офицеров и 167 матросов). По дороге клипер "потёк", был поврежден корпус, переломился продольный стрингер, треснул один из шпангоутов, проявилось плохое проконопачивание палубы. 3 месяца корабль ремонтировался в Гавре, но когда корабль пришел в Неаполь, течь проявилась вновь. Пришлось возвращаться в Кронштадт. В сентябре 1881 года опять начался ремонт.
Только 19 мая 1893 года «Опричник» смог вновь выйти на Дальний Восток. В феврале 1884 года корабль стал стационером на островах Чусан в Китае. Для местного губернатора клипер провел показательные артиллерийские и торпедные стрельбы. В 1885 году клипер занимался изучением восточного Сахалина.
«Опричник» входил в отряд контр-адмирала А.Е. Кроуна (броненосный крейсер "Владимир Мономах", клипера «Опричник» и «Разбойник»), который в 1885 году, при очередном обострении Большой игры, столкнулся в Иокогаме с британской эскадрой Лонга (броненосец "Агамемнон", корвет "Сапфир" и канонерка "Свифт"). Первой в город прибыл русский отряд, что всполошило местную английскую колонию, убежденную, что русские будут расстреливать их квартал. По вызову через два дня прибыли англичане, продемонстрировавшие настолько хамское маневрирование, что только приказ русского адмирала навести на супостатов орудия и торпедные аппараты вместе с резким протестом, утихомирили горячую англо-саксонскую кровь. Лонг увел эскадру в Нагасаки и инцидент был исчерпан. Увы, через 20 лет таких адмиралов в России оказалось очень мало.
В 1886 году клипер вернулся на Балтику и вошел в состав Практической эскадры. 30 октября 1897 года крейсер стал учебным и был приписан к школе водолазов. 5 января 1906 года корабль сдали к порту, а в июле 1907 года исключили из списков.
В истории клиперов четвертой серии есть один нюанс, если корабли, построенные на казенных верфях долго и уверенно тянули свою лямку, по несколько раз проходя кругосветку, то во льдах Северного Ледовитого, то на экваторе, то в Магеллановом штормовом проливе, то клипера постройки Балтийского завода после одного-двух рейсов начальство ограничивало Маркизовой лужей, во избежание....
Сами же эти корабли вытянули на себе грандиозный объем работы- картографию и гидрографию огромных регионов, охрану промысловых ресурсов, демонстрацию флага на всех морях планеты. А еще они были чертовски красивы, красотой уходящего мира парусов.
Воевать пришлось только двум порт-артурским крейсерам, но уже на излете карьеры, когда их боевые возможности уже были полностью исчерпаны. Был бы от них военный толк на 20 лет раньше- вопрос дискуссионный и альтернативный.
Но возможности этого формата в любом случае уже были исчерпаны. В эпоху эльзвикских крейсеров клиперам делать нечего.
Больше, лучше и подробнее здесь:
На всякий случай оставлю здесь генеалогическое древо русских парусно-винтовых клиперов:
1-я серия, тип «Разбойник» (1856)- «Разбойник», «Стрелок», «Джигит», «Пластун», «Опричник», «Наездник»
2-я серия, заграничной постройки (1860)- «Гайдамак», «Абрек», «Всадник»
3-я серия, тип «Алмаз» (1862—1863)- «Жемчуг», «Алмаз», «Изумруд», «Яхонт»
4-я серия, тип «Крейсер» (1875—1880)- «Крейсер», «Джигит», «Разбойник», «Наездник», «Стрелок», «Пластун», «Вестник», «Опричник».
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам