В 1867-1868 годах Морское министерство обнаружило структурный кризис в крейсерских силах Российской империи. Основу русских эскадр составляли деревянные фрегаты, корветы и клипера, которые устарели и морально и физически. Кроме того, русский флот в этот период нес в этот период значительные небоевые потери. По разным причинам погибли винтовые фрегаты "Александр Невский" и "Олег", корвет "Новик" и клипера "Пластун" и "Опричник". Полностью устарели и потеряли боеспособность фрегаты "Пересвет" и "Ослябя"(их сдали в порт), клипера первой, архангельской серии, сгнил заживо деревянный фрегат "Генерал-Адмирал".
Новые мощные корабли, полуброненосные фрегаты типа "Генерал-Адмирал" достраивались чудовищно долго. Надо было срочно закрывать "прорехи", внешнеполитическая ситуация диктовала необходимость усиления активности флота на Средиземном море и в Тихом океане. В Европе кроваво помирала Османская империя на руках у шести озабоченных нянек-великих держав, огнем и мечом рождалась Германская империя, начала подниматься Япония и самоусиливался Китай.
Российскому флоту срочно требовались новые корабли океанского класса. Остановились на необходимости укомплектовать четыре крейсерские эскадры, каждая -корвет и два клипера. Эти эскадры меняли бы друг друга на Тихом океане через три года и проходили ремонт в Кронштадте.
Нехватка материальной части по этой схеме составляла 4 корвета и 8 клиперов. Требования к ним были просты и незатейливы- их надо было "построить по новейшим чертежам, выработанным для крейсерства наукой кораблестроения согласно современным требованиям морского искусства", а самим кораблям требовались "...чрезвычайная быстрота хода, небольшое число орудий возможно большего калибра и немногочисленная команда".
Русские клипера, самобытная разновидность малых крейсеров, стали компромиссом стоимости и быстроты постройки с боевой эффективностью, огневой мощью и быстроходностью. Всего российский флот получил 21 клипер. По своему предназначению и характеристикам они были схожи с малыми крейсерами, канонерскими лодками и шлюпами. 4-я серия клиперов примерно аналогична британским шлюпам типа "Дэринг"("Корморан") из 17 единиц-1130-1420 тонн, 12-13 узлов, 6-8 орудий.
Развитие линии русских клиперов началось с шести деревянных клиперов типа "Разбойник" архангельской постройки 1856 года. Затем три клипера было построено на зарубежных верфях (один в Англии и два в Финляндии)-"Гайдамак", "Абрек" и "Всадник". Еще 4 клипера типа "Алмаз" построили на отечественных верфях. Вопрос о следующей серии клиперов встал через 10 лет.
Легкие универсальные корабли прекрасно показали себя в эксплуатации, они занимались гидрографией, борьбой с браконьерством, стационерной службой, а при необходимости составляли основу крейсерских эскадр на случай войны с Англией.
Постройка кораблей крупными сериями с постепенным внесением улучшений в исходный проект позволяло также развивать отечественную промышленность и сокращать сроки постройки.
В начале 1871 года Генерал-адмирал Великий князь Константин Николаевич поручил МТК "проектировать чертежи винтового неброненосного клипера для океанского крейсерства, придерживаясь типа клиперов "Абрек" и "Всадник". Теперь клипера должны были получить железный корпус, обшитый деревом в подводной части, наилучшие машины "со всеми усовершенствованиями такой системы, которая бы доставляла наибольшую экономию в топливе".
Четвертая серия русских клиперов должна была представлять собой максимально экономичный и полностью оптимизированный универсальный боевой корабль. Чертежи МТК подготовило к октябрю 1871 года. При тех же обводах, как у "Абрека", корпус удлинили на 4,3 метра с пропорциональным изменением других размеров. Водоизмещение увеличивалось на примерно 30%, с 1069 до 1334 тонн. Длина по проекту составляла 63,2 м, ширина - 10,1 м, средняя осадка - 4,27 м. Паровая машина "компаунд" мощностью 100 л.с. по расчетам могла обеспечить скорость до 12 узлов. На парусах (площадь парусного вооружения 1200 - 1500 м2) можно было рассчитывать на 12 - 13 узлов. Вооружение сохранялось как у прототипа: три 152-мм и четыре 87-мм (позже изменили на 107 мм) нарезных орудия.
От двойного дна для облегчения конструкции отказались, сделав ставку на повышение надежности поперечных переборок и улучшение водоотливной системы. При утверждении проекта было рекомендовано улучшить обитаемость. В 1872 году серия была утверждена и профинансирована.
Судостроительная программа 1872 года предусматривала постройку восьми клиперов, заказы на которые были распределены между петербургскими заводами- два на Новом Адмиралтействе, 3-на Балтийском заводе, один-на Галерном острове, два на Невском заводе. Общую координацию постройки клиперов осуществлял полковник Л.Г. Шведе.
Хотя серия получилась не совсем такой, как была задумана, лишь половина кораблей получила железный корпус, а моральное устаревание в связи с развитием технологий настигло серию еще в процессе постройки, свою миссию эти клиперы выполнили, российский флот получил 8 универсальных кораблей, незаменимых при освоении Дальнего Востока. В их активе- множество дальних походов, напряженная служба и, для двух из них, даже участие в русско-японской войне. «Джигит» и «Разбойник» в 1904 году погибли в Порт-Артуре.
По головному кораблю серия носит название тип «Крейсер» (имя присвоено 27 июля 1873 года), в которой построено 8 единиц. Имена кораблей дублировали имена шести клиперов первой, архангельской серии, плюс новые «Крейсер» и «Вестник».
Парусно-винтовой клипер «Крейсер» (военный корабль 2 ранга) построен на верфи Нового Адмиралтейства под руководством корабельного инженера капитана М. К. Кишкина. Его спустили на воду в 1875 году. В 1876 году на Галерном острове со стапелей сошел «Джигит» (корабельный инженер А. Торопов), в 1878 году на Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге (строитель П. А. Титов, наблюдающий за постройкой корабельный инженер капитан Н. А. Субботин) построили «Разбойник». В 1879 году Балтийский завод (тогда Карра-Макферсона) спустил на воду «Стрелок». Первые два клипера получили машины Ижорского завода, третий-петербургского завода Берда, четвертый-Балтийского завода.
Следующая четверка клиперов, для экономии, по предложению адмирала Попова, получила композитные корпуса (железный набор и деревянная обшивка) по системе инженера Армана. Кроме средств, это позволяло сэкономить и на водоизмещении. «Наездник», спущенный на воду в 1878 году в Новом Адмиралтействе, стал первым кораблем серии с композитным корпусом.
Вторым стал «Пластун», сошедший на воду на Балтийском заводе в 1879 году. В 1880 на Невском заводе построили клипер «Вестник», а на Балтийском -«Опричник».
Крейсера получились со значительной перегрузкой, «Крейсер» набрал 1542 тонны, а «Джигит» 1456 тонн. На скоростных испытаниях головной клипер проектных показателей не достиг, продемонстрировав позорные 8 узлов, а «Джигит» показал всего 11,5 узлов.
Строительный перегруз пытались компенсировать снижением боекомплекта, а «Джигиту» укоротили рангоут и оставили 87 мм/20 орудия.
Командиром -«Опричника», кстати, стал легендарный капитан 2 ранга Л.Н. Семечкин.
1 февраля 1892 года по новой классификации клипера были отнесены к крейсерам 2-го ранга.
«Крейсер» Новое Адмиралтейство, Санкт-Петербург. Заложен 4.3.1873 году, спущен на воду 10.09.1875, вступил в строй в 1876 г. Учебное судно с 3.1906, транспорт «Волхов»с 14.10.1909. С 6.07.15- плавказарма №1. С сентября 1917 года «Новорусский». 5.12.1924 сдан на слом. 21.11.1925 исключен из списков.
«Джигит» Галерный остров, Санкт-Петербург. Заложен 2 (13)марта 1874 года, спущен на воду 15 октября 1876 года, вступил в строй в 1877 году. Затоплен командой на внутреннем рейде Порт-Артура 19-20 декабря 1904 года (2 января 1905 года). В 1905 поднят японцами и сдан на слом. 22.01.1905 исключен из списков флота.
«Разбойник» Невский завод, Санкт-Петербург. Заложен 26 ноября (8) декабря 1876 года. Спущен на воду 5(17) августа 1878 года. Вступил в строй в 1879 году. В 1881 году в Кронштадте установлены новые котлы. Затоплен командой в Порт-Артуре 19-20 декабря 1904 года (2 января 1905). В 1905 поднят японцами и сдан на слом
«Наездник» Новое Адмиралтейство, Санкт-Петербург. Заложен 21.06.1877. Спущен на воду 26 сентября 1878 г. Вступил в строй в 1879 г. Списан 12.1903
«Пластун» Карр и МакФерсон, Санкт-Петербург. Заложен 13 сентября 1877 г.. Спущен на воду 21 мая 1879 г. Вступил в строй в конце 1879 г. Списан 3.1907
«Стрелок» Карр и МакФерсон, Санкт-Петербург. Заложен 13 сентября 1877 г. . Спущен на воду 9 августа 1879 г.. Вступил в строй в 1880 г. Учебное судно с 2.1899, Списан 11.1907
«Вестник» Невский завод, Санкт-Петербург.Заложен 2 октября 1878 г.. Спущен на воду 27 мая 1880 г. Вступил в строй в 1881 г. Списан 3.1906
«Опричник» Карр и МакФерсон, Санкт-Петербург. Заложен 22.9.1879. Спущен на воду29.7.1880. Вступил в строй в 1881 г. Учебное судно с 11.1897, Списан 8.1907
Водоизмещение нормальное- Крейсер, Разбойник, Пластун, Стрелок, Опричник- 1334 (1360) тонны, Джигит 1334/1350 тонн. Наездник 1449 тонн. Длина 63,25 гвл/ 65,5 / 70,5 м. Ширина 10,0 - 10,1 м. Осадка 4,42 среднее, 5,12 максимальное м. Носом 4,1 м, кормой 4,4 м.
Двигатели- одна горизонтальная паровая машина компаунд (Разбойник- горизонтальная машина простого расширения), 1 вал, 4 цилиндрических котла, 250 н.л.с./1500 и.л.с. Крейсер, Опричник- 1500 л.с., Джигит 1383 л.с.., Разбойник: 1786 л.с.., Наездник: 1719 л.с., Пластун: 1543 л.с., Стрелок: 1528 л.с..; Максимальная скорость- Крейсер, Пластун: 12,5, Джигит, Стрелок: 12, Разбойник: 13,2, Наездник: 13,5, Вестник: 12,7, Опричник: 10 узлов. Запас топлива 200 тонн. Парусное вооружение барка, площадь парусов 1230 кв. м. Дальность 1600 миль на 10 узлах. Экипаж 188 - 199 человек. Разбойник -8 офицеров и 105 матросов, «Джигит»-12 офицеров и 176 матросов: 184 челловека(12 офицеров)
Вооружение-
Крейсер: изначально- 3 152 мм/28, 4 107мм/24, 1 87 мм/20, 1 картечница Гатлинга 10,67 мм.
2 х 1 - 152 мм/25 обр. 1877 г., 4 х 1 - 107мм/17 9 фнт обр. 1877, 1 х 1 - 63мм/17 Барановского, 2 х 1 - 44 мм/41 Энгстрема, 4 х 5 - 37мм/17 Гочкис, 1 - 381 мм торпедный аппарат (нос)
Джигит: 2 х 1 - 152 мм/25-28 обр. 1877 г., 4 х 1 - 107 мм/17 9фнт обр. 1877, 1 х 1 - 63мм/17 Барановского, 2 х 1 - 44 мм/41 Энгстрем, 4 х 5 - 37мм/17 Гочкис. По др.данным 152 мм-3, 47мм-4. 37 мм-6.После 1892: 3 × 152-мм/28,4, 4 × 107-мм/20, 4 × 47-мм, 6 × 37-мм, 1 × 64-ммМинно-торпедное вооружение. С 1878: носовой надводный однотрубный минный аппарат, шестовые мины, буксируемые мины Гарвея, мины на кормовом буксируемом плотике, бросательные мины, «минные рамы» для четырех торпед. С 1878 по 1880 к клиперу была приписана миноноска «Снег».
Разбойник: 2 х 1 - 152 мм/23 обр. 1867 г., 4 х 1 - 107мм/17 9фнт обр. 1877, 1 х 1 - 63 мм/17 Барановского, 4 х 1 - 44 мм/41 Энгстрем, 6 х 5 - 37мм/17 Гочкис, 1 - 381 мм торпедный аппарат (нос). По др.данным 152 мм-3, 47мм-4. 37 мм-6. После 1892 года-2 × 152-мм/28,4, 4 × 107-мм/20, 2 × 47-мм/43, 4 × 37-мм/20, 1 × 64-мм/20. Минно-торпедное вооружение: с 1878 года: шестовые мины, буксируемые мины Гарвея, мины на кормовом буксируемом плотике, бросательные мины, «минные рамы» для четырех торпед. С 1878 по 1880 к клиперу была приписана миноноска «Акула».
Наездник: 1 х 1 - 152 мм/25 обр. 1877 г., 2 х 1 - 152 мм/23 обр. 1867 г., 4 х 1 - 87 мм/21 4 фнт обр. 1877, 7 х 5 - 37 мм/17 Гочкиса, 2 - 381 мм торпедных аппарата
Пластун: 3 х 1 - 152 мм/25 обр. 1877 г., 2 х 1 - 87мм/21 4фнт обр. 1877 г., 1 х 5 - 37мм/17 Гочкиса, 1 - 381 мм торпедный аппарат
Стрелок: 1 х 1 - 152 мм/25 обр. 1877 г., 2 х 1 - 152 мм/23 обр. 1867 г., 4 х 1 - 87 мм/21 4 фнт обр. 1877 г., 1 х 1 - 63 мм/17 Барановского, 6 х 5 - 37 мм/17 Гочкиса, 1 - 381 мм торпедный аппарат (нос)
Вестник, Опричник: 3 х 1 - 152 мм/25 обр. 1877 г., 4 х 1 - 87мм/21 4 фнт обр. 1877 г., 1 х 1 - 63мм/17 Барановского, 6 х 5 - 37 мм/17 Гочкиса, 1 - 381 мм торпедный аппарат (нос)
Штевни клиперов бронзовые, подводная часть обшита цинковыми листами на сосновой или лиственничной подкладке, гребной винт подъемный. 152-мм орудия находились на верхней палубе и могли вести огонь с любого борта.
Проектное вооружение из трех 152 мм орудий на поворотных платформах и четырех 87 мм пушек. Орудия были изготовлены на Обуховском и Тульском заводах. Но в строй со штатным вооружением вошел только «Джигит». Остальным добавили картечницу Пальмеркранца и четыре 44 мм скорострелки Энгстрема. «Разбойник» вместо 87 мм получил 107 мм орудия. «Опричник» же получил уникальный набор вооружения, на нем в отличие от систершипов были установлены спонсоны, где установили четыре 152 мм пушки. Корабль имел также две 107 мм и шесть скорострелок Гочкиса.
В 1878 году клиперам были приписаны миноноски. В 1880 году миноноски открепили от клиперов и свели в отдельные отряды.
Опыт первых походов «Крейсера» показал сильную коррозию цинковых листов из-за контакта с бронзовыми штевнями. Поэтому при ремонтах покрытие заменялось на медные листы. С другой стороны, «Джигит» получил ахтерштевень из дуба, а «Стрелок» оба дубовых штевня.
«Стрелок» изнутри и снаружи в надводной части был обшит тиком, в подводной части лиственницей. Такое же дерево было использовано на клиперах второй, композитной группы. Остальные клипера первой группы для обшивки использовали сосну.
«Наездник» получил английскую машину завода Пэна.«Стрелок» и «Пластун» имели машины Балтийского завода.
Четыре цилиндрических котла имели по три топки. Клипера брали в ямы 200-210 тонн угля и до 40 тонн в мешках на палубу.
Клипера имели паровое отопление жилых помещений, а в 80-х были оборудованы электроосвещением.
«Крейсер» -в 1877 году при ремонте на заводе Крампа в США вместо 4 107 мм /24 установили 5 87 мм/20. Июль 1882- май 1884 годов-капитальный ремонт с перевооружением- цинковая обшивка заменена на медную, котлы заменены на новые Ижорского завода, машина также была заказана новая. Вооружение после ремонта- 3 152 мм/28, 4 87 мм/20, 4 37 мм револьверных, 1 64 мм десантная и носовой 381 мм торпедный аппарат. В 1888 году дополнительно установили две 37 мм револьверных пушки. С 1889 года вооружение- 2 152 мм/28, 4 107 мм/24, 6 37 мм револьв., 1 64 мм десантная пушка и 1 ТА.
В октябре 1891-мае 1892 года в Кронштадте прошел капремонт. Заменены листы медной обшивки, настил верхней палубы и дымовая труба. Котлы прошли капремонт на Кронштадтском пароходном заводе. В ходе ремонта две 37 мм револьверные пушки заменили на две 47 мм /44 пушки.
Зимой 1899/1900 годов корабль получил новые мачты. В октябре 1904 -апреле 1905 годов в Кронштадте установлены новые котлы Сормовских заводов. В 1908 году корабль разоружили, а с 1909 года поставили 4 47мм/44 пушки и 2 пулемета.
«Джигит» построен с 3-152 мм /28, 4 87 мм/20, шестовыми минами. В 1882 году добавлено два 44 мм/23 орудия, одна картечница Фарингтона 10,67 мм и десантная пушка Барановского 64 мм. В ноябре 1883-августе 1884 года в Кронштадте прошел капремонт и перевооружение, установлены новые котлы Кронштадтского пароходного завода. После ремонта вооружение-3 152 мм/28, 4 107 мм/24, 4 37 мм\20 револьверных, 1 64 мм десантная и носовой 381 мм торпедный аппарат. В 1889 году дополнительно установили две 37 мм револьверных пушки. С 1895 года вооружение включало- 2 152 мм/28, 4 107 мм/24, 4 47мм/44, 6 37 мм револьв., 1 64 мм десантная пушка и 1 ТА.
По состоянию на 1895 (ВКАМ) год у 5 клиперов вооружение состояло из трех 152 мм (все четыре композитной серии и «Стрелок»), у остальных трех-по две 152 мм. Кроме «Пластуна» ( четыре 4-фунтовки) у всех было еще по 4 9-фунтовых орудия. Все имели по 7 скорострелок ( кроме «Крейсер»-9, «Джигит» и «Разбойник»-11).
Больше, лучше и подробнее здесь:
Четвертая серия клиперов российского флота завершила четвертьвековой период развития этого класса кораблей. Она была самой крупной- 8 кораблей. В этой серии клиперы достигли своего совершенства, но, с другой стороны, выжав все что можно из этой концепции, линия развития клиперов зашла в тупик. Обеспечить значительный рост скорости клиперов было невозможно, преодолеть строительную перегрузку тоже.
При этом командование уделяло много внимания маневрам с перевооружением клиперов, состав вооружения менялся часто и бессистемно. Логика практически отсутствует, да и разобраться очень трудно. Особого эффекта это не давало, а с учетом дефицита судоремонтных мощностей России к концу 19-го века, отнимало ресурсы у реальных проблем.
Концепция легкого универсального корабля в виде клипера исчерпала себя, уже в ходе постройки серия морально устарела.
Эксперимент с композитными корпусами на этой серии можно признать неудачным, в эксплуатации лучше себя показали корабли первой группы, с железными корпусами. Для всей серии в плане живучести критичным было отсутствие второго дна.
Серия из 8 единиц клиперов типа «Крейсер» стала самой массовой построенной серией паровых крейсеров Российского Императорского флота.
Служба последних клиперов- в отдельной статье.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам