Еврейский мальчик с черными глазами,
А в них такая русская печаль...
... Скажите, как такое может быть? Ведь евреи чертовски умные люди, всё знают, всё понимают, какая к чёрту печаль? Тем более, ещё и русская! И зачем она ему? И вообще, кто, где, когда её видел, с чем её едят? В чём, наконец, суть этой пресловутой печали? Это просто какая-то хохма, литературный выверт, и не надо умничать - все люди грустят и печалятся. Кого-то обидели словами, у кого-то украли любимую кошку, а кто-то просто схлопотал по шее, и совсем не важно, заслуженно или нет. Потому и печаль, и грусть, и обида. Не надо наводить тень на плетень ...
Так или примерно так будет рассуждать любой, не любящий излишних сложностей. И что, это плохой человек? Совсем не обязательно. Какие тут могут быть претензии? Живёт он очень просто, порой очень даже сносно, опирается во всём на свои безусловные и условные приобретённые рефлексы. Когда-то мудрый Козьма Прутков написал: "Щёлкни кобылу в нос - она махнёт хвостом". И никому такие люди не мешают, с ними можно и дружить, и дело иметь. Да, можно, но только до тех пор, пока приобретённые рефлексы не обогатились приобретёнными убеждениями, которые, увы, у них тоже становятся со временем рефлексами. И теперь уже весь мир для них становится двуцветным, чёрно-белым, чётко поделенным на "свой" и "чужой" без каких-либо компромиссов.
Примеров тому - пруд пруди.
Вот простые граждане, простые обыватели, атаковали Верхний Ларс в момент начала СВО. Бросая всё, что мешает, одёжку, обувь, но не банковские карточки, которые прилипли к телу под нижним бельём. Почему, зачем? Ну, это же просто! Жить хочется. Надо показать дяденьке за бугром, что "я не с ними", "я свой". Они же Граждане цивилизованного Мира, а не какого-то придуманного мира русского. Они уверены, что не выстоит Россия "против всей цивилизации", а потому - вот он я, плохиш, свой, "буржуинский", здесь, а не там. Или всё же не уверены? Вот чем тогда объяснить, что как только заштормило в Грузии, где пиндосы развернули декорации очередного цветного спектакля, те же граждане вновь полезли сквозь то же игольное ушко, но уже в обратном направлении? Броуновское движение какое-то. Захар Прилепин обозвал их инфантилами. Да неужели он прав?
Но есть и не очень простые граждане, не столь заурядные, даже наоборот, заслуженные деятели, артисты-музыканты и прочие примадонны, которые не унижают себя тараканьими бегами. Эти уж точно не инфантилы! Солидно, с комфортом, самолётами-пароходами покидают "этот совок", убеждая нас всех, что это не они уехали из России, а это сама Россия уехала от нас. Боже великий, мы, оставшееся "мудачьё", как жить-то теперь будем? Ведь сказали же нам, что они - это и есть Россия! А мы-то, оставшиеся, кто? Но, простите, а это не их случайно припечатал поэт Тютчев ещё в позапрошлом веке?
Я уверен, что эти лицедеи мало что знают о России и мало что в ней понимают. И если даже они не инфантилы, но на интеллектуалов тоже не тянут. Нет, отдельные даты-факты они, конечно, помнят. Но вряд ли они способны чувствовать "эту страну" так, как её чувствовали и чувствуют люди, не боящиеся сложностей - люди, способные видеть и понимать связь времён и событий. Я не мистик и не могу принять целиком мысль того же Тютчева, что "умом Россию не понять". Уверен, что есть люди, пытающиеся понять Россию именно умом, и их не так уж мало.
Много лет назад, еще в начале текущего века, мне передали томик стихов известного поэта. Я был знаком с его творчеством, но воспринимал его больше как барда. Надо ли говорить, с каким трепетом я открыл эту книгу? Весь вечер читал - читал и думал. И вот где-то в середине книжки споткнулся о такие строки:
Этот край, навек запавший в сердце,
Где метели буйствуют, метя,
Что здесь привлекало иноверцев,
Иноземцев, инопланетян?
Капища с лесными Перунами?
Чёрная задымленная клеть?
"Приходите и владейте нами", -
Не дай, Боже, вами володеть!
Ремешком перепоясать лоб свой,
Тощие выпрашивать куски,
И вкусить от вашего уродства,
Злобы неоглядной и тоски.
Разговоров о Четвертом Риме,
Утвари соборов и палат.
Всё, что есть хорошего, отринут,
Прогуляют, выкинут, спалят.
А потом, смирив на время норов,
Будут снова в поисках идей
Приглашать заморских гувернёров,
Пастырей, строителей, вождей.
Так злодей, глаза потупив чинно,
Топоры упрятав под рядно,
В дом зовёт заезжего купчину,
Где уже отравлено вино.
И храпит от ярости и боли
Седоком не укрощённый конь,
И кружится над Москвою Боинг
Бабочкой, летящей на огонь.
Дочитал до конца. Снова перечитал. Смотрю на дату написания: год 1995-ый. И - "понеслась душа в рай" ...
... Как так? Причём тут идол Перун? Да, были монахи, были клети, но задымленная клеть - это уж чересчур. "Приходите, владейте" - это же намёк на приглашение варягов в правители Руси. Да, есть среди наших светил адепты норманнской теории, но это всего лишь одна из версий - как было на самом деле, история умалчивает. И почему пришельцу дано вкушать именно от нашего уродства? А злоба и тоска - это что, характерная черта русских? Да, "Москва - Третий Рим, а четвёртому не бывать", - так рассуждали сытые доморощенные философы. Четвёртый Рим, любимая пилюля на языке российской элиты, а вот простолюдину во все времена было плевать на все "римы" вообще. Пили - да, русский мужик любил это дело. Палили - да, ворогов и прочих недругов. А то и себя. А что, в иных землях такого не случалось? Да, гувернёров завозили, немцев приглашали, делали их генералами, но кто - опять же цари да аристократы, крестьянину гувернёры без надобности. Да, выходили на большую дорогу, да, грабили. А купцы, видно, святые были. Да погодите же вы, нельзя же так, всё в одну кучу! Получается, что вся русская история - это что-то непотребное... И вот уже горькая обида застилает глаза. Нет, не за державу обидно - за народ русский. И на листок бумаги ложатся рифмованные строки: не могу же я согласиться с автором, я должен возразить, ответить ...
Мои рифмованные строки не канули в лету. Не было нужды их печатать, это же личное, но они напоминали о себе, всплывали в моей памяти в дело и не в дело. И пришло мгновение, упала пелена с глаз, и крамольная мысль обожгла сознание: а всё ли ты правильно понял? Прочь эмоции, включай-ка ты мозг, попробуй, наконец, умом понять то, что написал поэт. А заодно и Россию. И пришло понимание, стало стыдно и за душу, "побежавшую в рай", и за написанные в ответ строки.
И сейчас я понимаю, что всё, написанное поэтом - правда. Не осуждение это вовсе, а предупреждение. И ключ к пониманию - начало и конец стиха да ещё одна строка в середине. Если всё у нас так скверно, то почему же иноверцам, иноземцам и прочим инопланетянам так привлекательна Русь? Значит, есть что-то кроме тоски, злобы, вина отравленного и медведей на улицах? Что? И почему в наше время мотылёк американский лезет к нам, выпучив глазки и рискуя спалить свою хитиновую шкурку?
То, что в прошлые времена опасались говорить вслух, теперь говорят открыто. Раньше говорили о "русских варварах", о "тюрьме народов", о "коммуножидовской власти", то есть пытались прикрыть истинные цели идеологической шелухой. Сейчас прямо говорят, что Россия не по праву владеет своими богатствами - они, видите ли, должны быть достоянием всего мира. Говорят - "всего", подразумевают - "западного". Этот мотив, как неприемлемый для них факт существования русских - главный. А всё прочее - это так, от лукавого, просто страшилки. Ведь если сравнить злодеяния властей в Европе и в России в одни и те же времена, то, полагаю, сравнение будет не в пользу Европы.
И ещё кое-что тянет инородцев в Россию. В детстве на уроках географии и истории мы познавали значимость "великих географических открытий". Ах, Кристобаль Колон, ах Васька да Гама, ах первооткрыватели! Может быть, и были они открывателями, но вот полезли же после них в открытые ими двери разные писсары и кортесы, уже грабители откровенные. А потом был Френсис Дрейк, "благородный пират", добыча которого украсила корону британской монархии - ужас, сколько было награблено. С возрастом пришло понимание, что эти самые открытия в действительности закрыли, то есть полностью уничтожили нескольких самобытных цивилизаций. А вот итогом продвижения России на восток, в Сибирь, при всех издержках присоединения новых земель стало образование государства, где коренные народы в итоге получили равные права с "завоевателями". Отношение русского к "инородцам" несопоставимо с отношением к ним у европейца. Это не пресловутая толерантность, громогласно объявленная и возведённая в ранг закона - это суть души русского. От этого факта никуда не деться. Простой "инородец" знает об этом даже сейчас, в век жутких информационных войн. Прав поэт, предупреждая особо ретивых: не стоит пытаться нами "володеть".
Европейская элита никогда не понимала русских, кто бы ни был у них там при власти, какую бы сорбонну он ни окончил, на какие бы подмостки голливуда он ни ступал. И не только допущенные к властному столу - этим субъектам простительно, если вспомнить феномен незабвенной Лизы с Трассы. Забавно, что даже люди, претендующие на интеллект, грешат этим. Да что говорить, если основоположник марксизма, один из умнейших людей своего времени, в силу своего западного менталитета не понимал русских!
А что же наш поэт? Понимает ли он русского человека? Уверен, что понимает. Вот его строки уже 1998-го года:
Воровская, варнацкая, ссыльная,
Всё гуляет да плачется Русь,
Ну, а в чём сторона ее сильная,
Я другим объяснить не берусь.
Он, конечно, знает её сильную сторону, но понятно его нежелание что-то объяснять. Конец 90-х, беспредельное воровство начальства, отчаянная борьба холопов за выживание. В годы полного российского сумасшествия, которые одна безутешная вдова назвала "благословенными", понять и принять попытку объяснения могли лишь единицы.
И вот сейчас, спустя много лет, я изменил свои рифмованные строки и готов ответить поэту.
Этот край, навек запавший в сердце,
Край суровый, добрый и простой,
Даст приют любому иноверцу,
Жизни смысл вернет душе пустой.
Да, мы – скифы, не боимся боли:
Ну, рискни, отважься, сунься, тронь…
Пусть кружится над Россией боинг
Бабочкой, летящей на огонь.
Но от слов твоих на сердце холод.
Был – кумир. И что – калиф на час?
Как же прав ты был, когда был молод!
Думаю, что прав ты и сейчас.
Быть такими есть у нас причины,
И того, кто нас хулит, мне жаль:
Общечеловеческим аршином
Не измеришь русскую печаль.
Мы, русские, не претендуем на истину в последней инстанции. Мы не знаем замысла Творца, мы не можем объяснить, зачем он создал этот мир. Это незнание есть болевой нерв русского менталитета. Русскому мало просто верить, ему хочется ещё и понимать. А это значит, что русский может быть одновременно верующим и атеистом, правым и неправым, добрым и злым. Всё зависит от контекста события, и это не регулируется так называемым римским правом. Назовите мне хотя бы один народ, которому присущ такой многоплановый дуализм, основанный на многоплановом погружении в природу, в истинные человеческие ценности. Потому и обвиняют русских людей в "варварстве". Но незнание конечной цели создателя не мешает нам любить этот мир, большой и разнообразный, любить жизнь в её нормальных, созданных Творцом проявлениях. И лишь одно омрачает жизнь русского человека - нежелание иных понять его, русского, и принять таким, каков он есть.
Это и есть русская печаль.
И когда она отражается в чёрных глазах еврейского мальчика, то не свидетельство ли это сходства судеб наших народов? Не пора ли понять, что у нас больше общего, чем разделяющего? Эй, где тот еврей, который громко крикнул на весь мир: "Русские - это евреи XXI века"? Я не символист и не фаталист. Но посмотрев недавно новый фильм Урсуляка, почему-то запомнил самую последнюю фразу из сюжета и подумал: "А ведь пора бы им уже вернуть трубку " ...
Пишу эти строки в канун 20 марта, а это день рождения Александра Моисеевича Городницкого, замечательного поэта, барда, учёного. День рождения Личности. Только тот, кто знает, что такое русская печаль, мог написать такие строки:
Над Канадой небо сине,
Меж берез дожди косые…
Хоть похоже на Россию,
Только все же — не Россия!
С ЮБИЛЕЕМ, АЛЕКСАНДР МОИСЕЕВИЧ!