Найти тему

Почему я не доверяю курсам фотографии и редко обучаю сама.

Оглавление

Сложная тема, которую я долго «вынашивала», и долго не решалась публиковать.

Я много писала об этике фотографа, поэтому мне очень сложно было решиться на то, чтобы своим мнением поставить под вопрос деятельность многих моих коллег, которые активно занимаются обучением. Но все-таки я постараюсь, не обидев никого, написать свою точку зрения относительно обилия предложений для фотографов с посылом: «Учиться, учиться и еще раз учиться!».

Перечислю самые популярные формы обучения для фотографов и напишу по каждому пункту свое мнение. 

И я вас умоляю, не сочтите его за истину. Я, так же, как и все люди могу и ошибаться, и не ошибаться, но думать иначе, чем вы.

Высшее образование я трогать не буду. По той простой причине, что когда я только начинала увлекаться фотографией, а это было начало двухтысячных, то на тот момент ни один ВУЗ в России не выпускал дипломированных фотографов. Сейчас вроде есть, но эту тему глубоко я не изучала. «Вышка» это в любом случае всегда хорошо, правильно, нужно! Даже если диплом не имеет отношения к фотографии.

Бесплатные курсы и мастер-классы.

Такая форма «обучения» направлена только на то, чтобы прорекламировать свою основную платную услугу. Это вовсе не плохо. Это не обман, не «развод», это - ПРЕЗЕНТАЦИЯ! И такая форма рекламы всегда была, есть и будет.

-2

Это прекрасная возможность рассказать о своих услугах и выявить интерес потенциальных клиентов. Вы просто должны это понимать, когда нажимаете кнопочку «записаться бесплатно». Если же вы надеетесь, что получите внушительный комплект знаний на бесплатных курсах - это ваша стопроцентная ошибка. 

Часто бывает еще и так: на бесплатном курсе вам дадут вводную, поднимут массу интересных и актуальных тем в форме вопросов, ответы на которые вы сможете получить, оплатив следующий курс. Да, многих это раздражает, но если понимать смысл таких мероприятий, то это отличный вариант, где вы бесплатно можете получить более подробную информацию об интересующих курсах, чем просто прочитать текст, состоящий  из пары предложений в рекламном баннере с картинкой.

Бесплатные курсы - это один из видов рекламы!

Мастер-класс 

- это вид занятия, при котором профессионал показывает что-либо и объясняет, как оно делается. Возможно участие слушателей, но центральное место в занятии занимает именно ведущий.

Мастер-класс, может включать как обучение фотографировать, так и обрабатывать фотографии.

-3

Что думаю по поводу такого рода обучения….к примеру, наталкиваюсь я в сети на прекрасные фотографии, иду узнавать - кто автор. На сайте вижу, что автор обучает…обучает чему? Тому, что умеет сам. Но идут к этому автору не для того, чтобы научиться фотографировать. Идут для того, чтобы научиться фотографировать, как этот автор. 

Большинство авторских курсов направлено как раз на то, чтобы разложить детально специфику съемки и обработки какой-то конкретной авторской стилистики. 

-4

Есть курсы для продвинутых фотографов, где необходимо использовать какую-то базу знаний. Есть курсы для новичков. Но и в том, и в другом случае участники МК получают информацию о том, как сделать чужую «картинку». Не свою.

Да, каждый фотограф, который проводит МК обязательно скажет: «Ищите свою индивидуальность и свой стиль». Но многим это просто не нужно. У многих мотивация одна: «Хочу делать, как ОН». А правильная ли это мотивация для фотографа? Для художника? Для любого творческого человека?

Сколько же я вижу «штамповок». В какой то период я могла узнать по фотографии, у кого учился фотограф. Когда я работала на свадьбах все «фирменные» приемы очень быстро превращались в массовый психоз. 

-5

То модная цветовая гамма «пестрила» с каждого второго кадра, то использование видеосвета «так как научили» читалось в каждом снимке. Хотя уж казалось бы! Свет! Как здорово его видеть, экспериментировать, находить свои приемы и «рисунки»….

Воркшопы

Прекрасная практика! Интенсив! Детальное рассмотрение какого-либо приема, вида съемки и тд. В результате воркшопа учащиеся должны научиться чему-то конкретному. Здесь учитель занимает консультирующую роль. Большая часть работы проходит в активном общении с другими членами группы, активных попытках освоить умение. Теория дается малыми дозами и не так важна.

-6

Все с первого взгляда просто идеально! Но возьмем, к примеру, воркшопы по студийным съемкам, куда приглашаются модели для позирования, выбирается студия, схемы света, стилистика.

Фотографы «выносят» с воркшопов практически полностью готовые портфолио. Опять же, далеко не со своими фотографиями. А если посещать воркшопы часто, то набить портфолио «шедеврами» не так то и долго. Куда дольше самому, без чьей либо помощи по шажочкам находить свой свет, свой стиль, свое направление, свою нишу и в итоге СВОЕГО клиента.

-7

В одном из своих текстов я уже писала о том, почему нельзя выставлять в свое продающее портфолио фотографии, сделанные на мастер-классах и воркшопах. Нельзя, потому что далеко не факт, что вы сможете их повторить без помощи учителя. Да и нужно ли повторять то, что придумали не вы, а кто то другой.

Хотелось ли мне когда нибудь сходить к гуру. О, да! Но я понимала, что есть риск потерять себя. И пусть я хуже и у меня еще долгий путь впереди, но он исключительно мой. И если вдруг я стану известным фотографом, то я буду понимать, что именно моя душа и мои навыки воплощения её в реальность в виде фотографии стали интересны людям.

Индивидуальное обучение.

Пожалуй, это единственная форма обучения, которую я принимаю. И единственная форма обучения, которую я практикую сама.

Постараюсь объяснить почему. 

-8

Составляя программу обучения под конкретного фотографа можно уходить от универсальности и работать на конкретного человека. Учитывать уровень, направление, стилистику и тд. Более того, когда я беру ученика, я сама заинтересована в том, чтобы он стал индивидуальностью, нашел себя. Поэтому форма работы - не рассказать, как это делаю я. А объяснить, ЧТО я делаю, определить этапы, но постараться оставить право реализовать это самому.

Условно: я могу показать на примере самых простых схем, как в принципе «работает» студийный свет. А ученик уже САМ накручивает, как по спирали свой опыт. Ищет интересные световые рисунки. Пробует ставить свет по-своему.
-9

Художественная цветокоррекция: Я расскажу, как работать с каналами и кривыми, работать с цветом на отдельных участках фотографии, но я не буду давать готовые прессеты, экшены. Я лучше после очередного занятия дам домашнее задание своему ученику и разберу именно его фотографии, его обработку. Ведь это как минимум интересно, искать свой стиль, свой свет, а как максимум - продуктивно, потому что человек не будет заниматься штамповкой, а скорее всего найдет себя и свою индивидуальную стилистику.

В начале мы все «перебарщиваем», глаз «замыливается», хочется всего и сразу. Поэтому на этом этапе очень хорошо иметь под рукой учителя, который направит, поможет и сделает это абсолютно непредвзято и объективно. 

Обучаю я редко, просто потому, что я обычный практикующий фотограф. А составить индивидуальную программу, длительное время не только проводить практические занятия, но и поддерживать, консультировать своих учеников в процессе обучения - это огромное количество времени. А для меня на первом месте всё-таки съемки, а не преподавание:)

-10

Также хочу отметить, что индивидуальное обучение, это долго и дорого. Не знаю, как другие фотографы, но я сразу говорю, что за одно-два занятия я никого и ничему не смогу научить.

А когда случайно «напарываюсь» на объявления «курсы фотографии от новичка до профи за три дня за 999 рублей» мне хочется написать в Роспотребнадзор 😂😂

Ну не бывает такого. И это уже не первый пункт, описанный в моей статье о бесплатных курсах, это уже очевидный «развод» и обесценивание понятия «фотография» и профессии «фотограф».

Семинары, творческие встречи, формат «вопрос-ответ».

Самая любимая и, как мне кажется, полезная форма получения опыта и знаний.

Семинары не предполагают практику, поэтому оставляют за учеником право применять знания по-своему (если не входит в стоимость папочка с готовыми прессетами).

Творческие встречи - это отличная возможность не только рассказать о своих навыках и своем отношении к профессии, но и услышать мнения других фотографов, узнать что-то новое по всем направлениям фотографии.

Формат «вопрос-ответ» позволяет сделать встречу наиболее эффективной для слушателей, ответить на самые актуальные вопросы и угодить практически всем, кто пришел на эту встречу.

-11

В заключении хочу сказать, что фотография, это в первую очередь наука о своем собственном видении мира. Наука, основанная на опыте многих поколений фотографов, построенная на знании законов композиции. Но всё-таки самое важное - индивидуальность и поиск чего-то нового. И в любом виде обучения необходимо это учитывать. И учителю, отдавая свои знания ученику нужно понимать, что для ученика должно быть оставлено огромное поле для творчества и поиска себя.

Большое спасибо за то, что прочитали🌹 И конечно же буду рада пообщаться с вами в комментариях😊