Найти тему

Крупица алмазной нежности: потусторонность у Сартра (…и Набокова)

«Тошнота» Сартра меня восхитила по многим причинам, но здесь я хочу рассказать о ряде образов, которые больше всего меня тронули, в которых я нашла явные параллели с «Приглашением на казнь» Набокова и которые привели меня к одному вопросу. Чтобы было проще следить за мыслью, я приведу эти параллели по пунктам, а в конце выведу этот вопрос.

1.Ужас и тошнота

▪️САРТР: Героя «Тошноты» Рокантена мучает экзистенциальный ужас, страх перед существованием, тошнота. Он пишет дневник, в котором фиксирует свои переживания.

▪️НАБОКОВ: Цинциннат тоже ведет записки (в ожидании казни), где пишет: «Как мне страшно. Как мне тошно».

2.Мир как нечто бесформенное

▪️САРТР: На протяжении всего романа он навязчиво описывает окружающий мир как теряющий форму, разлагающийся, мягкий, податливый, бессмысленный (так как смысл — это нечто твердое, неделимое, окончательное). У него возникает образ жира как тошнотворной бессмыслицы: «...я обнаруживаю <…> цель: изгнать из себя существование, избавить каждую секунду от жировых наслоений».

▪️НАБОКОВ: У него в том же контексте возникает образ «кровавого жира акулы».

3.Сияющая точка смысла

В этих напластованиях жира, в тошнотворной бессмыслице обнаруживается нечто маленькое, но четкое и неделимое — некая точка смысла, которая оправдывает существование героев.

▪️САРТР: «...ее никак не назовешь сострадательной, эту крупицу алмазной нежности, <...> как коса, вонзилась она в пошлое панибратство мира <...> … выявляется она, тонкая и твердая».

▪️НАБОКОВ: «...я дохожу <…> до последней неделимой, твердой, сияющей точки, и эта точка говорит: я есмь! — как перстень с перлом в кровавом жиру акулы, <...> и мне довольно этой точки». Точка смысла = крупица алмазной нежности у Сартра = перстень с перлом у Набокова. (И, кстати, сартровская фраза «пошлое панибратство мира» один в один описывает окружающий Цинцинната мир).

4.Необходимость снять с себя слои

Обоим героям для того, чтобы обнаружить эту точку, нужно снять с себя некие слои условностей: навязанные роли, иллюзии, маски и т.д. Приведу те же цитаты, но с фокусом на эту мысль:

▪️САРТР: «Сквозь толщи и толщи существования выявляется она, тонкая и твердая». И в другом месте у Сартра: «...я обнаруживаю <…> цель: <...> избавить каждую секунду от жировых наслоений».

▪️НАБОКОВ: «...я снимаю с себя оболочку за оболочкой, и наконец... я дохожу путем постепенного разоблачения до последней, неделимой, твердой, сияющей точки».

5.Ошибочность попадания в этот мир

Оба героя ощущают, что попали в этот мир по ошибке (то есть где-то есть и другой — предназначенный им — мир).

▪️САРТР: «... жил на свете бедняга, который по ошибке попал не в тот мир, в какой стремился».

▪️НАБОКОВ: «Ошибкой попал я сюда... в этот страшный, полосатый мир: порядочный образец кустарного искусства».

6.И, наконец, потусторонность

Оба героя полагают, что та самая точка смысла рождена в неком ином мире либо ведет туда, то есть ее природа — абсолютно нездешняя.

▪️САРТР: «ОНА не существует. <...> ...до НЕЕ мне не добраться. Она всегда за пределами чего-то: голоса ли, скрипичной ли ноты. <...> ...когда хочешь ее ухватить, наталкиваешься на сплошные существования, спотыкаешься о существования, лишенные смысла. Она где-то по ту сторону. <...> Она не существует — в ней нет ничего лишнего, лишнее — все остальное по отношению к ней. Она ЕСТЬ».

И в другом месте у Сартра: «Он существовал… а себя хотел уверить, будто живет где-то по ту сторону живописных полотен <…>, по ту сторону книжных страниц <…>, по ту сторону патефонных пластинок… Но за пределами того, что существует, <...> за пределами звуков... мелодия остается прежней, молодой и крепкой...».

▪️НАБОКОВ: «Тупое «тут» <…>, темная тюрьма, в которую заключен неуемно воющий ужас». В другом месте: «Там — неподражаемой разумностью светится человеческой взгляд; <…> там все поражает своей чарующей очевидностью, простотой совершенного блага». Т.е. есть «тут», а есть «там». Но чтобы привести все, что говорит Набоков о потусторонности, придётся скопировать половину романа.

Итак, мы вместе с обоими героями пришли к тому, что сияющий смысл есть, он где-то вне тошнотворного мира и к нему необходимо прорваться. Внимание, вопрос.

КАКОГО ЧЕРТА САРТР АТЕИСТ? 🙂

P.S. Я никоим образом не уподобляю полностью Рокантена и Цинцинната, но факты есть факты, многое действительно совпадает. Еще одна занятная параллель: Рокантену постоянно кажется, что на него сзади кто-то смотрит. Цинциннат: «...горбом стараюсь закрыться от двери, через которую сквозной взгляд колет меня в затылок».

«Тошнота» написана в 1938 году, «Приглашение на казнь» — в 1935-36 гг.