Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Николо-Сергиевский храм в Старом Ваганькове, или Древняя церковь у дома Пашкова *

Оглавление

Почти в самом центре Москвы есть старинный храм, о котором немного кто знает. И это притом, что многие постоянно ходят практически мимо него.

Зато каждый из нас знает дом Пашкова на Моховой улице. И вот если с Моховой повернуть на улицу Знаменку, обойдя дом слева, мы и найдем этот храм.

А заодно сможем полюбоваться и противоположным фасадом Пашковского особняка, который с 1839 года принадлежал Московскому Университету, а с 1861-го является хранилищем коллекций и библиотеки Румянцевского музея.

-2

Кстати сказать, именно этот фасад, глядящий на Староваганьковский переулок, а не тот, которым мы привыкли любоваться со стороны Моховой и Воздвиженки, является главным, лицевым. Рассказывают, что Баженов, обиженный на Екатерину Вторую за критику Царицынского дворца, где он еще и в кредиты влез, чтобы продолжить строительство после того как императрица приостановила финансирование, умышленно выстроил этот особняк для Петра Пашкова стоящим «спиной» к Кремлю.

-3

И все это великолепие сосредоточено на склоне Ваганьковского холма – одного из пресловутых семи холмов, на которых стоит Москва. Более того, считается, что именно здесь, на холме, в устье реки Неглинки, и появилось то первое поселение, которое впоследствии превратилось в город Москву. Даже Боровицкий холм, на котором стоит Кремль, заселили позднее Ваганьковского.

Забавно, что в пятнадцатом веке на Ваганьковском холме был устроен Государев двор – и местность, давшая старт великому городу, стала местом загородных резиденций московских великих князей. Многие, кстати, до сих пор верят, что где-то в здешних подвалах замурована знаменитая библиотека Ивана Грозного.

Но сегодня нас интересует не домосковская история и даже не дом Пашкова, а…

…Церковь святителя Николая Мирликийского в Старом Ваганькове

Этот храм был известен местным жителям еще в шестнадцатом веке. Тогда, правда, здесь находилось подворье Николо-Пешношского монастыря, о котором я уже писал подробно и обстоятельно. Подворье расположилось на месте Николаевского монастыря, выстроенного еще Василием Вторым по прозвищу Темный.

А храм в честь Николая Чудотворца с приделом преподобного Сергия Радонежского, из маломерного «алевизовского» кирпича, возвели на белокаменном подклете предположительно в 1531 году. Возможно, что его строительством как раз Алевиз Фрязин и заведовал, но документально это не подтверждается. Хотя и все может быть, все может быть...

Храм многократно перестраивался за всю историю существования. Например, известно, что в середине семнадцатого века он обветшал настолько, что его разобрали до подклета и взамен выстроили новый, трехшатровый.

В 1690 году к Никольскому храму пристроили северную придельную церковь во имя Сорока Севастийских мучеников.

-4

Затем, в середине восемнадцатого столетия, когда этими землями владел генерал-аншеф Александр Александрович Меншиков, около десяти лет потратили на еще одно переустройство храма, временно перенеся все службы в придел Сергия Радонежского. В результате, главный престол освятили только в 1759 году.

Как раз тогда Никольский храм и начал принимать тот вид, который мы имеем сегодня.

-5

Когда же в 1782 году этот участок приобрел сын денщика Петра Первого, «первый русский водочный король» Петр Егорович Пашков, которого я тоже упоминал в одной из заметок, к храму пристроили колокольню, а в 1792-м обнесли каменной оградой (3 фото).

С оградой, кстати, связана…

…Одна любопытная деталь

Пашковы, владельцы стоящей возле храма усадьбы, были отчего-то сильно не в ладах с тогдашним настоятелем храма. И когда от Петра Пашкова дворец перешел к его двоюродному брату Александру Ильичу, тот по камешку разобрал северный, левый придел Сорока Севастийских мучеников, сославшись на то, что он-де «по ветхости одно только безобразие делает и занимает место напрасно». А из тех камней-то и выложил вокруг храма ограду – невысокую, «чтобы не могла закрывать хорошего виду», а территорию внутри оградки усадил деревьями.

-7

Да еще и приобрел участок земли возле храма, на котором разместил хозпостройки.

В ответ на это священник храма подал на Пашкова жалобу, в которой указал, что безобразие-то как раз устроил с Николо-Ваганьковской церковью именно он, прихожанин Александр Ильич, настроив вокруг храма конюшен и хлевов «к крайнему стеснению храма».

Тем временем…

…Шли годы и менялись времена

Нашествие Наполеона храм не пощадило. Французы разграбили его сокровища, а само здание предали огню. Но уже через два года церковь была восстановлена ее прихожанами. А когда дом Пашкова превратили в Дворянский институт, храм сделался домовым сначала при институте, а затем при Румянцевском музее.

Много раз за свою долгую жизнь храм подвергался ограблениям от врагов и разрушениям от пожаров, и каждый раз, усердием благочестивых людей, он скоро восстановлялся не только в прежнем, но даже и в лучшем благолепии.
Из исторического очерка «Храм Румянцевского музея», 1906 год.

Известно, что среди его прихожан в те годы были Николай Васильевич Гоголь и Михаил Петрович Погодин.

-8

Однако в конце девятнадцатого столетия Министерство народного просвещения заявило:

«церковь, хоть и находится во дворе музея, но с 1850 г. не числится больше домовой и состоит в ведомстве епархиального начальства»

В 1850 году храм приписали к Николо-Стрелецкой церкви, и с того времени богослужения в ней совершались лишь по большим праздникам.

Так продолжалось до тех пор…

…Пока в храме не появился новый настоятель

В 1896 году настоятелем храма сделался священник военного ведомства Леонид Михайлович Чичагов. Он фактически за свой счет восстановил храм, приведя его в надлежащее состояние. Он же собственноручно участвовал в храмовой росписи. Его руке принадлежат чудом уцелевшие изображения Евангелистов на парусах купола. А вот иконы «Спаситель в белом хитоне» и «Серафим Саровский, молящийся на камне» – современные копии тех образов, которые написал отец Леонид (4 фото).

В 1902 году храм снова обновили, перестроив колокольню, которой на этот раз придали облик, подобный звонницам псковского типа.

-10

Священник же Леонид Чичагов, прослуживший в староваганьковском храме чуть больше двух лет, окормляя артиллерийские части Московского военного округа, к тому времени уже оставил священство и принял постриг в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Забегая вперед, скажу, что в 1937 году митрополит Серафим (Чичагов) был расстрелян в Бутове.

В галерее ниже я покажу современное убранство храма (12 фото).

И отдельно – его росписи (6 фото).

К слову сказать, именно протоиерей Леонид Чичагов собрал воедино все воспоминания о Серафиме Саровском, ходившие в народе, а также существовавшие о нем официальные документы. Получившийся труд предоставили Императору, в результате его автор получил аудиенцию у Николая Второго, что поспособствовало канонизации преподобного.

-13

Храм же после революции закрыли, разграбили и частично разрушили. А в 1930 году то, что от него осталось, передали под склад Ленинской библиотеки. Как свидетельствуют очевидцы из современников тех событий, книги в бывший храм доставляли в ящиках и мешках и даже не складывали аккуратно, как полагалось бы поступать с ценными экспонатами и материалами, а сваливали, подобно дровам, в кучи. И кучи эти доходили в итоге едва ли не до купола, завалив и алтари, и паперть.

-14

К реставрации храма приступили в 1980-х годах, а в 1992 году в нем возобновили богослужения (4 фото).

И кстати, нынешний настоятель храма, протоиерей Борис Даниленко, устраивает в храме бесплатные экскурсии, на которых рассказывает историю храма от его возникновения на этом месте до наших дней. Записаться на экскурсию можно на официальном сайте Ленинки.

-16
  • И вот, казалось бы, статья уже давно написана и опубликована, но появилась возможность, а главное, большое желание дополнить ее важным элементом. По любезному разрешению одного из моих дорогих подписчиков, Юрия Маслова, приведу его комментарий. Те детали, которые он описал, совершенно точно заслуживают того, чтобы не затеряться в ворохе переписке под текстом, а стать важной его частью! В дальнейшем подобные статьи я буду помечать значком "звездочка" в заголовке.
Мне довелось работать на реставрации этого храма в начале 1990-х. Картина разгрома интерьеров была жуткая. Но самые страшные находки обнаружились под полом четверика и придела. Сняв плиты пола XIX века, на глубине около полуметра, было найдено огромное количество человеческих черепов. Они располагались ровным слоем в самом храме, приделе и апсидах. При взгляде сбоку, из ямы, черепа напоминали камни булыжной мостовой, настолько плотно они лежали друг к другу. Их было так много, что для их размещения потребовалось где-то с полусотни коробок большого размера и несколько ящиков. Сколько всего их там было? Явно более сотни...
Объяснить их нахождение в храме можно тем, что поблизости находился опричный двор Ивана Грозного и головы жертв многочисленных казней просто закапывали под полом храма... При этом ни одного скелета обнаружено не было! Таким образом, храм можно с полным правом назвать храмом "Николы на костях"! Кстати, в одной из ям у церкви Антипия на Колымажном дворе, что стоит неподалёку, в примерно 1989 году было также обнаружено 42 черепа. Тут, видимо, постарался Малюта Скуратов, двор которого стоял рядом с храмом (черепа потом долго пылились на стеллажах внутри храма).
Каменщик Юрий Маслов

Церковь Николая Чудотворца в Старом Ваганькове, православный храм, Староваганьковский пер., 14, Москва — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.

Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует...