Четырнадцатилетний ралли-рейдовый опыт во всех ипостасях прилично изменяет сознание. Смотришь на остальные дисциплины через призму, сравнивая "у них" - "у нас", неизменно находя больше преимуществ "у нас", несмотря на явные недостатки ралли-рейдов. К примеру - зрелищность. Нет зрителей (локальных или удаленных) - нет финансовых партнеров, это факт. Не берем случаи когда помогает административный ресурс или благотворители. Открытие, на котором пилоты машут руками с подиума и официальные лица говорят приветственные речи приятны пилотам и организаторам, но не превращают зрителей в болельщиков и не дарят им эмоций. Старт и ССУ (квалификация) на которые в силу особенностей нашего, не очень дружественного к организатору, законодательства нельзя приглашать зрителей официально, часто проходят так, как на фотографии выше.
Хорошо если территория позволяет устроить хотя бы начало ралли-рейда для жаждущих зрелищ. Еще лучше когда присутствуют КАМАЗы - именно с ними ассоциируется дисциплина и именно на "синюю армаду" идут люди посмотреть в первую очередь. Таким образом вынесенное за черту города/городской площади открытие, совмещаемое хотя бы с квалификацией, радует глаз жителей, дает журналистам хорошую картинку, привлекает партнеров. Но потом участники все равно уезжают на дистанцию в пару сотен километров, заставляя заскучать всех присутствующих.
В дело вступают "ловцы" кадров - профессиональные и не очень - но закрыть большую дистанцию камерами чтобы собрать все самое интересное и сочное - невозможно, зачастую остается довольствоваться текстовыми отзывами пилотов и сохранившимся "онбордом". Трансляция - в связи с той же самой большой дистанцией - не возможна, вернее - неподъемна по финансам.
В поиске форматов. Пробы пера на Алабино показали что отличное место, которое контролируется десятком требований к зрителям - почти бесперспективно, не так много желающих стоять в очередях на досмотр и получать пропуск на машину чтобы оказаться чуть ближе к гонке. Жизнеспособными с финансовой точки зрения и наиболее дружелюбными к зрителям оказались Кубки России по ралли-рейдам, которые собирают множество зрителей, неизбалованных автоспортивными зрелищами - в силу места проведения. Один лояльный к спорту район, круг дистанцией в 50-70 км, который спортсмены проходят несколько раз - не затратно, зрелищно, неплохо для спортсменов (все же это разнообразная гонка, хоть и с повторяющейся дистанцией). Хороший рецепт.
В поисках секрета выживания не за счет средств пилотов сегодня формируются новые форматы. Первый пробный шар - Внедорожный Турнир "Сила Сибири" 2022. Ралли-рейд, парная гонка, любительские зачеты, гонки на грузовиках - формат, востребованный болельщиками и партнерами, состоявшийся благодаря ООО "Газпром Трансгаз Томск", которое не только финансово, но и огромным людским ресурсом вложилось в мероприятие, по итогам обещающее стать традиционным для региона. Уже в 2023 турнир обещает стать драйвером роста автомобильного спорта в регионе при поддержке коллег из Кузбасса, Омска, Красноярска.
Буквально на днях прошел Кубок "Чингисхан" памяти Ирека Миннахметова, основное финансирование которого взял на себя идеолог события - меценат, мастер спорта по автоспорту, Андрей Варламов, учредивший также и призовой фонд в 750 000,00 рублей для зачета автокросс Т1-2500. Множество друзей Ирека также помогли в организации гонки финансами, призами, подарками участникам. Кубок "Чингисхан" безусловно стал знаковым для Татарстана и стопроцентно найдет свое место в республиканском календаре. Автокросс и парные гонки не оставили равнодушными ни зрителей, ни организаторов, ни прессу.
К чему весь этот опус? Воспримите его как призыв совмещать дисциплины в угоду экономии, зрелищности, удобству для спонсоров, зрителей, участников. Да, не так все просто с точки зрения календарей, таймингов, комитетов и федераций, но было бы желание. Перефразируя: организаторы всех дисциплин, объединяйтесь. С большой долей вероятности в этом есть будущее!