Продолжаю серию репортажей про жизнь и работу людей на Чукотке - в самом восточном и самом "золотоносном" регионе нашей страны.
Прошлый репортаж был про питание, а сейчас расскажу как выглядят жилые городки - кэмпы для вахтовиков в Арктике.
Спойлер. Жутко интересно и необычно.
В ходе прошедшей арктической авто - экспедиции к мысу Дежнева и берегам Аляски, мы побывали в гостях у золотодобывающей компании Highland Gold Mining. И такие визиты - одна из целей наших экспедиций по Крайнему Северу. Познакомиться и рассказать про деятельность современных компаний в труднодоступных регионах с весьма непростыми климатическими условиями.
Компания разрабатывает на Чукотке золотые месторождения "Купол" и "Двойное" в самом сердце региона, примерно посредине между Ледовитым и Тихим океаном. Но добираться на месторождения проще с Певека, чем с Анадыря.
Под Певеком у компании находится большой транспортный хаб /склад, в который во время летнего северного завоза по СевМорПути доставляют тысячи тонн разнообразных грузов необходимого для функционирования месторождений.
Топливо, техника, запчасти, продовольствие, различные материалы и многое - многое другое.
С наступлением долгой и холодной арктической зимы компания строит уникальный 360 - километровый ледовый автозимник от Певека до "Купола" и "Двойного".
Часть этой сезонной ледовой дороги также используется в качестве другого важного регионального автозимника, соединяющего Певек с вторым городом округа Билибино. Там находится самая северная в мире АЭС.
Но вернемся к Highland Gold Mining. На базе под Певеком в компании вахтой работает разнообразный инженерно-технический персонал: дорожники, которые строят и обслуживают ледовый автозимник, механики и техники для обслуживания грузовой техники водители грузовиков, работники логистического центра для погрузки/разгрузки сотен и тысяч морских контейнеров.
Про работу:
Нам довелось не просто оценить условия быта обычных вахтовиков, но и "одним глазом" заглянуть в производственные процессы компании. Здесь под Певеком не добывают золото, не перевозят руду, но обслуживают технику, занятую на вспомогательных процессах золотодобычи и логистике.
Персонал работает вахтовым методом по графику 2/2 месяца. Смена у многих длится по 12 часов без выходных. Можно сказать, что большинство вахтовиков на Чукотке не видят ничего кроме аэропорта Певек, рабочей территории и кемпа (городка). Водители видят немного больше на маршруте с Певека на "Купол" по зимнику.
Отношение к безопасности труда на производстве очень серьезное. Мы обслуживали свои автомобили в ремзоне компании и перед тем как получить допуск в тёплые боксы, прослушали инструктаж по технике безопасности от инженера по ТБ, поставили свои подписи в специальных журналах, получили средства спец. защиты (очки, каски, ботинки, жилетки).
На производстве за нами зорко наблюдали мастера смены, чтобы мы не нарушали технику безопасности и не нанесли себе непоправимой "пользы", откручивая гайки на своих автомобилях.
Всё строго и обязательно к исполнению как для сотрудников, так и для гостей. Нечасто встретишь такое на наших производствах, как правило это всё "формализм для галочки".
Про быт:
Кемп или вахтовый городок находится на некотором удалении от производственной площадки. Жилые модули представляют собой одноэтажные модульные разборные конструкции.
Жилые комнаты рассчитаны на четыре человека и напоминают огромные палатки. В каждой такой комнате стоят четыре кровати, тумбочки и капельная печка для обогрева.
Есть и разнообразные общие зоны, которые очень комфортны и порой даже забываешь, что находишься не в Арктике где-то посреди тундры.
В общих зонах есть кают-компания с диванами, столами, горячими и прохладительными напитками - чай, кофе, какао, соки и вода.
После рабочей смены здесь вахтовики отдыхают, играют в бильярд, занимаются спортом или просто сидят в интернете. Интернет здесь тоже есть и он бесплатный для жителей "городка". На Чукотке нет пока оптоволоконной линии связи, поэтому весь интернет здесь спутниковый. Мобильная связь на Чукотке тоже по спутниковому каналу. И это накладывает свои нюансы при его использовании, т.к. все используют один спутник "Экспресс АМ5"
Фильмы или сериалы посмотреть не получится, но в запостить фотографию в соцсеть, позвонить по WhatsUp или Telegram родным и близким вполне.
Жилые модули соединены между собой длинными коридорами. В коридорах висят фотографии, информационные плакаты и другая полезная для местных "жителей" информация.
А что с таким пикантным вопросом как гигиена и туалеты? Тоже все на уровне.
Теплые туалеты, душевые с горячей водой. Тот кто бывал в Арктике знает, как это важно. Не во многих селах и посёлках Чукотки есть централизованная канализация и горячее водоснабжение. А тут...
Имеется и своя прачечная. Можно отдать вещи в стирку специально обученным людям в отведенное время, а можно постирать самостоятельно на выделенных в личное пользование промышленных машинах - автоматах.
Стиральные машины и сушилки здесь профессиональные, как в прачечных. Отстирают даже рабочую спецодежду.
Столовая же находится в отдельном модуле и про неё я писал в предыдущем репортаже.
Такие вот условия быта и жизни для людей, которые приезжают работать в Арктику вахтой на несколько месяцев.
При Советском Союзе предпочитали здесь строить посёлки и городки, с развитой инфраструктурой. Школами, садами, котельными, почтой и аэропортами.
Сейчас же подход изменился и эффективнее вести производство и добычу вахтовым методом. Рыночная экономика, однако.
А вы бы поехали работать вахтой в Арктику?