Продолжаю комментарии к выступлениям на ежегодном конгрессе MedDay (предыдущий внизу публикации).
Владимир Гераскин, управляющий партнер DMG:
«В 2023 году бюджет принят с дефицитом в 2,9 трлн рублей. Запланированные расходы фонда ОМС оцениваются в 3,2 трлн, при этом источник 1,7 трлн рублей из них – это взносы работодателей во внебюджетный фонд. Остальные 45% дофинансируются из других налогов и статей бюджета, что говорит о том, что система сбора и налогов для пополнения ФФОМС недостаточная. Сократился объем платных медуслуг, а реальные располагаемые доходы населения падают. Это значит, что у государства нет свободных ресурсов для существенного увеличения поддержки здравоохранения.
Мне бы очень хотелось, чтобы однажды государство перестало прикидываться, что мы занимаемся страховой медициной, называя ОМС страховой медициной. Де-факто, на мой взгляд, у нас модель планового распределения денег под названием «ОМС». Мы ушли от бюджетной модели, но не пришли к страхованию. Надеюсь, изменение в этом подходе приведет и к изменению в реальной политике».
Мой комментарий
1. Для кого медицина действительно страховая? Для обладателей полисов ОМС в развитых экономических регионах или для тех, кому посчастливилось быть прикрепленным к поликлинике, где администрация БУЗа несмотря ни на что тащит на себе воз всех проблем регионального здравоохранения и при этом все же обеспечивает доступность и качество медицинской помощи для прикрепленного населения (я имею ввиду себя и Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Городская поликлиника № 4» (главный врач Романов Алексей Алексеевич, зам. по медицинской части Кирьянова Оксана Александровна 😊).
Независимо от размера внесенного страхового взноса (от работодателя, за себя лично от ИП, из регионального бюджета) застрахованное лицо получает медицинскую помощь сообразно потребностям в состоянии здоровья, расходы на которую могут превышать сумму взноса.
2. Для кого медицина нестраховая?
Для застрахованных лиц, не относящихся к обозначенным в пункте 1, вынужденным из-за ограничений доступности обращаться в частную медицину, а также и для самих медицинских организаций, так как тариф за оказанную медицинскую услугу не возмещает фактически понесенные затраты на её производство, вследствие чего растет кредиторская задолженность БУЗов (ссылка в конце публикации).
3. По Федеральному закону от 29.11.2010 N 326-ФЗ страховым обеспечением по обязательному медицинскому страхованию обозначено исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации.
Одним из принципов осуществления ОМС назван принцип эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования.
По другому он может (должен) звучать так: средств ОМС должно быть достаточно для обеспечения потребностей застрахованного лица в состоянии здоровья, при этом БУЗ не должен получать убыток от производства медицинской услуги в пользу пациента или хотя бы выходить в ноль, когда величина оплаты равна себестоимости.
Поскольку данный принцип более декларативен, чем реально исполним в силу нормирования объемов медицинской помощи и её финансового обеспечения, то я соглашаюсь с Владимиром Гераскиным в части его тезиса: «У нас модель планового распределения денег под названием «ОМС».
Данная плановая модель распределения денег еще и чрезвычайно бюрократична.
Чтобы не быть голословным - привожу некоторые данные об объемах регулирования сферы ОМС в порядке убывания 😊:
- 164 страницы формата А-4 - "Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования" (Письмо Минздрава России от 26.01.2023 N 31-2/И/2-1075);
- 135 листов формата А-4 - "Правила ОМС" (Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н);
- 42 страницы формата А-4 - "Порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения" (Приказ Минздрава России от 19.03.2021 N 231н);
- 30 страниц формата А-4. - "Типовой договор на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования" (Приказ Минздрава России от 29.12.2020 N 1396н).
________________________________________________________________________________________
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
Обсудить проблемы на работе с медицинским юристом Алексеем Пановым. Получить консультацию, для этого оформить заявку.
________________________________________________________________________________________
Буду признателен за оценку статьи «пальцем вверх». Можно сохранить публикацию, нажав три точки справа сверху над статьей.
Пишите комментарии. Рекомендуйте коллегам!
Из-за кредиторской задолженности закрыты расчетные счета восьми из двенадцати районных больниц в Калмыкии. Кто поможет открыть?