Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Какие всё же атомные подводные лодки получит австралийский флот. И почему не канадский?

В принципе, Канада тоже могла поднатужиться в финансовом плане и какое-то количество их получить. И в отличие от австралийцев, проблем с инфраструктурой для их обслуживания на первых порах у неё было бы меньше - до США на обоих океанах рукой подать.

Но вот до Китая гораздо дальше, а то, что австралийский атомный подводный флот будет заточен против Китая - никто и не скрывает.

В среднесрочной перспективе США согласились продать австралийцам 3 или более бывших в употреблении подводных лодок класса «Вирджиния», которые не будут нуждаться в дозаправке ядерным топливом, и это даст им к 2030-м годам временные возможности ПЛА и поможет им получить опыт эксплуатации.

Другое дело - успеют ли австралийцы их заиметь до решения Китаем своей основной задачи в обозримом будущем - воссоединение с Тайванем?

Впрочем, и потом у англосаксов будет много дел в этом регионе, надо же парировать потенциальные угрозы правопорядку, включая неразрешённые территориальные споры, терроризм и организованную преступность, как говорится о задачах нового блока AUKUS.

В предыдущих статьях мы попытались очертить круг проблем, связанных с австралийскими атомными подводными лодками и возможные пути их решения. А теперь более подробно попробуем рассмотреть один из них - создание и принятие на вооружение совершенно нового проекта ПЛА, пока не существующего. Но современная компьютерная графика позволяет увидеть то, чего пока нет:

Итак, будущий проект англо-австралийской подводной лодки SSN(R).

(R) означает «замена», т.е. следующее поколение SSN, которое следует за типом Astute. Ожидается, что строительные работы на первой лодке для Королевского флота (RN) ​​начнутся параллельно с окончанием программы Dreadnought. Ожидается, что первая лодка типа SSN(R) будет поставлена RN к концу 2030-х гг., а первая лодка для австралийского флота (RAN) построена в Австралии и сдана в начале 2040-х гг. Как поётся в блатной песне - "срока немалые".

Началось всё ещё в начале 2018 года, но потом работы были приостановлены и только в сентябре 2021 года Министерство обороны Великобритании заключило контракт на сумму 170 миллионов фунтов стерлингов между BAE Systems и Rolls-Royce на первоначальные проектные работы по новой ударной лодкой.

Трудно предсказать, как будет выглядеть подводная война в 2040-х годах и далее. Несмотря на быстрый рост автономных систем и потенциальные улучшения в технологии обнаружения, обещание полностью «безлюдного океана» никогда не будет выполнено. Ведущие страны продолжают вкладывать значительные средства в подводные лодки с экипажем, и SSN(R) является еще одним подтверждением их долгосрочного будущего. Конструкция подводных лодок будет продолжать развиваться, но возможность запуска неуправляемых подводных аппаратов с лодки, связи с ними и приёма их обратно на борт будет приобретать все большее значение.

В настоящее время о SSN(R) можно сказать с уверенностью очень мало, а детали будущих проектов подводных лодок строго засекречены. По соображениям стоимости и целесообразности SSN(R), вероятно, будет иметь много общего с предыдущими SSBN типа Dreadnought, которые в настоящее время строятся в Барроу. Если предположить, что у них будет такой же ядерный реактор PWR3, то диаметр прочного корпуса у них будет такой же, как у Dreadnought — около 12,8 м. Таким образом, SSN (R) будет значительно больше, чем Astute, хотя и значительно короче, чем Dreadnought. Дополнительное пространство должно обеспечить размещение более тяжелого вооружения и оборонительных средств, а также лучшую обитаемость экипажа.

Ключевым отличием SSN(R) от Astute, вероятно, будет наличие модулей для вертикального пуска ракет, средних БПЛА или датчиков морского дна. Ракеты «Томагавк» подводных лодок RN, запускаемые обычным способом через торпедные аппараты, больше не производятся. Вертикальные пусковые модули позволяют использовать более широкий спектр полезных нагрузок, которые могут превышать диаметр стандартных торпедных аппаратов в 533 мм. Это также позволит отсеку для хранения оружия нести полную загрузку торпед и мин с ракетами против береговых целей , перемещенными в модули VL. Возможность запуска гиперзвуковых или крылатых ракет для поражения как наземных, так и морских целей будет ключевым требованием как для RN, так и для RAN.

-2

ВМС США уже перешли на системы вертикального пуска обычных ракет, переделав четыре бывших ПЛАРБ в ПЛАРК (т.е. заменив баллистические ракеты на крылатые). Принятие на вооружение SSN(R) VPM или его эквивалента дало бы трем флотам очень полезную общность.

VPM - модуль полезной нагрузки. Вот четыре таких модуля в отсеке:

-3

Он представляет собой большую круглую трубу, содержащую 7 ячеек для ракет. VPM доступен изнутри прочного корпуса, что обеспечивает доступ для обслуживания более крупного оружия. Это также дает возможность использовать один модуль в качестве шлюзовой камеры для миссий спецназа. Добавление VPM в SSN(R), вероятно, сделает не нужным камеру на палубе, которую способны нести Astutes.

-4

Количество VPM, выбранное для SSN(R), вероятно, будет зависеть от стоимости, потенциально от 2 до 4 модулей.

Для австралийцев, которые уже используют преимущественно оружие американского производства, это будет особенно важно, поскольку они могут также иметь общие оперативные базы, такие как Гуам и Перт, где могут храниться общие запасы оружия. В случае совместимости с VPM лодки RN потенциально могут быть вооружены вариантом крылатой и противокорабельной ракеты будущего (FCASW) для подводных лодок, которая в настоящее время разрабатывается совместно с французами.

SSN(R) также, вероятно, будет иметь Х-образный хвост, который сложнее построить и контролировать, но он тише, чем обычное крестообразное расположение Astutes. Это связано с тем, что управляющие поверхности могут оказывать тот же эффект с меньшей площадью поверхности и не находятся на одной линии с килем, что снижает кавитацию и турбулентность. Учитывая, что Крайний Север приобретает большее стратегическое значение для Великобритании, для облегчения операций в Арктике SSN(R) может иметь усиленное ограждение выдвижных устройств, способное пробивать лед, хотя это, очевидно, не является важным требованием для австралийцев.

А теперь немного о проблемах с организацией конструкторских работ и производства. В Великобритании проектные группы, разрабатывающие SSN(R), не привыкшие работать по совместной программе, теперь должны учитывать требования RAN, а также их постоянного заказчика RN. Наибольшей задачей будет совмещение американского оборудования, используемого австралийцами, и британского.

Понятно, что австралийцы хотят взять на себя как можно большую часть строительства внутри своей страны и намерены создать мощности, способные собирать атомные подводные лодки, на верфи Осборн в Южной Австралии. Британская оборонная промышленность уже работает над тем, чтобы помочь австралийцам.

Персонал, нанятый BAE Systems в Барроу-ин-Фернесс, уже увеличен с 10 000 до 17 000 для работ с Dreadnought и SSN(R). Помимо расширения проектных групп, в долгосрочной перспективе это огромное увеличение штата может также позволить производить значительную часть австралийских лодок в Великобритании. Высокообогащенный уран (ВОУ) будет предоставлен Великобританией или США, и вполне вероятно, что реакторы PWR3 для лодок RAN будут изготовлены компанией Rolls Royce в Дерби, а затем собраны в Барроу. Затем весь реакторный отсек будет отправлен в Австралию для установки на лодки, построенные на верфи в Осборне.

И о финансовой стороне всей этой возни. Теперь австралийцы разделят с США бремя "защиты" себя и своих партнеров в Тихом океане от ужасного Китая. С точки зрения британского Королевского флота, AUKUS — это огромный плюс, особенно если затраты на проектирование SSN(R) теперь можно распределить, а при строительстве и цепочке поставок будет достигнута экономия за счет масштаба. Сэкономят денежки за счёт австралийцев.

Но англосаксы не были бы сами собой, если бы не позаботились о предотвращении возможных финансовых потерь. А вдруг в Австралии придут к власти силы, которые похерят всю эту атомную возню?

Коммерческие контракты, подписанные правительством Австралии, скорее всего, закрепят их на долгий срок с неприемлемыми штрафами за отмену. Со стратегическими инвестициями, исчисляемыми миллиардами долларов, военно-морские силы Великобритании и США, а также вовлеченные компании не захотят рисковать тем, что австралийцы отступят, если произойдут изменения в руководстве правительства, общественном мнении или геополитической ситуации. Внутри страны уже существует много оппозиции проекту, который, по оценкам, будет стоить от 125 до 200 миллиардов австралийских долларов в течение 30 лет. Лидеры в Австралии должны быть готовы взять на себя обязательство поддерживать предприятие подводных лодок в течение нескольких десятилетий и гарантировать его полное финансирование и политическую поддержку.

Классическое: вход рубль, выход - десять.

******

Начало в этих двух статьях:

..................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала: