Найти тему
НУАР-NOIR

Майку Хама. Чье имя вам это напоминает?

-2

Есть обоснованное подозрение, что этот японской пародийный нуар возник под воздействием советской криминальной комедии Леонида Гайдая «Операция Кооперация». По крайней мере, на это указывает несколько моментов. Например, у главных героев в кабинете видят портреты сыщиков, которым они хотят подражать.

Различие состоит лишь в том, что в советском варианте – это комиссар Мегре и Шерлок Холмс, а в японском - узнаются образы Хамфри Богарта и Алена Делона, над которыми высится портрет могучего сыщика Джо, учителя частного детектива Майку Хама. Имя ничего не напоминает? Мы не про марку паштета…

Спешим вас обрадовать. Наконец-то, в сети стал доступен в нормальном переводе культовый (по крайней мере, для японцев) пародийный нуар «Самый ужасный период моей жизни». Его режиссером выступил Каидзо Хаяси, любивший препарировать штампы, используемые в кино. Некогда в качестве примера мы приводили его индустриальную сказку «Токио – последний мегаполис».

Однако в начале всего был нуар. Хаяси создал настолько филигранное подражание японским криминальным лентам 50-ых годов (вспоминайте «Ржавый нож» и наследие Тосидо Масуда), что не сразу верится, что фильм был снят в 1993 году.

Однако поверить приходится, когда в кадре внезапно появляются современные автомобили и локации. В этом состоит особая ирония, позже использованная Шьямаланом в «Таинственном лесу». Вы ожидаете, что действие происходит в какую-то «древнюю эпоху». Бац!!! В действие вполне органично включена модерновая автомашина.

Фильм вообще составлен из ироничных отсылок к иным лентам. Например, криминальный офис, оборудованный в подсобном помещении кинотеатра, был в «Молодости зверя». «Пожеванный палец» можно было обнаружить в «Новых битвах без чести жалости». А трепетная опека сестры наличествовала в «Оде якудза».

К слову сказать, для пущей убедительности из «Молодости зверя» позаимствовали постаревшего актера Дзе Сисидо, напоминающего вечно тяготящегося больными зубами криминального субъекта. Он как раз играет детектива Джо, как бы научившего главного героя фильма сыскному делу.

Хотя, конечно же, главным объектом иронии является классический американский нуар, в частности, рожденный фантазией Микки Спиллейна «непотопляемый» Майк Хаммер. Получилось в одинаковой степени и смешено, и изящно (хотя японское криминальное кино обычно последним качеством не блещет).

В основе сюжета – стремление Майку Хама помочь одному тайваньскому официанту отыскать родного брата, пропавшего «без вести» в Йокогаме (перекличка с именем детектива). Однако, как нередко случается в мрачном жанре, помощь оказалась во вред.

Почти все персонажи были втянуты в затяжные разборки между криминальными группировками из Тайваня и Гонконга, жаждущими получить контроль над некоторыми японскими городами. И в итоге «братская любовь» оказалась весьма и весьма коварной штукой.

Кадр из фильма «Самый ужасный период моей жизни» (1993)