Найти тему
В ЖИЗНИ И В КИНО

Мастер эпатажа: французские почтовые открытки начала XX века с очаровательными барышнями

Фривольные почтовые открытки французского художника Ксавье Сагера. Их пытались запрещать в Российской империи, Великобритании и даже во Франции с ее свободными нравами. Но каждый год мастер выпускал все новые и новые тиражи с разными сюжетами.

Общественное достояние
Общественное достояние

Настоящий мастер эпатажа Ксавье Сагер (1870-1930) родился в Австрии, стал миллионером во Франции и закончил свои дни в США. Филокартисты, т.е. коллекционеры почтовых открыток, всего мира, знают это имя.

Талантливый живописец не пытался покорить публику полотнами. Он выбрал «низкий» жанр иллюстрации и стал в нем великим.

Общественное достояние
Общественное достояние

Начинал Касье Сагер как обычный наемный художник, выполнявший заказы почтовых фирм. А потом организовал свою мастерскую, в которой на пике карьеры трудились 8 живописцев.

С первых лет XX века и до эмиграции в Америку в 1928 году, он выпустил миллионными тиражами почтовые карточки почти с 3 тысячами сюжетов, объединенных в сотни различных серий.

Серия о проказнике-ветре. Общественное достояние
Серия о проказнике-ветре. Общественное достояние

Сегодня, правда, исследователи утверждают, что имя Сагера на многих открытках стоит незаконно – он присвоил авторство своих «художников-рабов». Поэтому уместнее говорить не о художнике, а о мастерской Ксавье Сагера.

Открытки из серии «Cabinet de Toilette». Мне кажется, что их рисовал не Ксавье Сагер. Общественное достояние
Открытки из серии «Cabinet de Toilette». Мне кажется, что их рисовал не Ксавье Сагер. Общественное достояние

Почтовые карточки с именем Ксавье Сагера сразу бросались в глаза. Их главными героинями становились очаровательные (и не очень) французские барышни и их уморительные кавалеры.

Дамы всегда разодеты по последней моде. Но иногда современные и безумно дорогие женские наряды нещадно высмеивалась. Так ежегодно выходила сатирическая серия «Мода текущего года», например, 1909-го.

Общественное достояние
Общественное достояние

Сюжеты открыток понятны без слов и универсальны для всего западного мира. Вот, например, на этой карточке с названием «В ожидании последнего клиента» сразу угадываются знаменитые парижские кокотки:

Общественное достояние
Общественное достояние

Огромной популярностью пользовались более игривые открытки с дамами. Сегодня они выглядят вполне невинно, но тогда казались непристойными. Как, например, представленные ниже открытки из серии «На пляже» и «На берегу океана».

Общественное достояние
Общественное достояние

Но иногда мастерская Ксавье Сагера выпускала открытки, которые изначально предназначались для приватных коллекций. По почте их не смог бы отправить ни один французский месье, а мадам и мадемуазели не смели бы даже взглянуть.

Вот, например, едва ли не единственная пристойная открытка из многочисленной серии «Доктора». Во всех сюжетах врачи-мужчины осматривают женщин-пациенток.

Общественное достояние
Общественное достояние

Еще на заре карьеры, французские сенаторы потребовали запретить творчество Сагера. На следующий день, когда вышли новостные газеты, все имеющиеся открытки мастера в почтовых отделениях были раскуплены. Художнику за один день поступило новых заказов в 10 раз больше, чем за все предыдущие годы. А его имя узнала вся Европа.

Моя любимая открытка «Сатир в метро». Общественное достояние
Моя любимая открытка «Сатир в метро». Общественное достояние

В годы Первой мировой войны мастерская Сагера печатала вдохновляющие почтовые открытки для солдат и их родственников в тылу. Они должны были напоминать о доме и вселять надежду на благополучный исход. Даже при тяжелых ранениях.

Открытка «Aux grand maux les bons remèdes» - это французская пословица, переводится как «Серьезной болезни – серьезное лекарство». Общественное достояние
Открытка «Aux grand maux les bons remèdes» - это французская пословица, переводится как «Серьезной болезни – серьезное лекарство». Общественное достояние

Сегодня почтовые карточки от Ксавье Сагера продаются на интернет-аукционах. Цены от 10 до 200 долларов США, в зависимости от картинки и сохранности.

А в российских музеях их практически нет. В Российской империи, а потом в СССР не жаловали подобные вольности.