Фривольные почтовые открытки французского художника Ксавье Сагера. Их пытались запрещать в Российской империи, Великобритании и даже во Франции с ее свободными нравами. Но каждый год мастер выпускал все новые и новые тиражи с разными сюжетами.
Настоящий мастер эпатажа Ксавье Сагер (1870-1930) родился в Австрии, стал миллионером во Франции и закончил свои дни в США. Филокартисты, т.е. коллекционеры почтовых открыток, всего мира, знают это имя.
Талантливый живописец не пытался покорить публику полотнами. Он выбрал «низкий» жанр иллюстрации и стал в нем великим.
Начинал Касье Сагер как обычный наемный художник, выполнявший заказы почтовых фирм. А потом организовал свою мастерскую, в которой на пике карьеры трудились 8 живописцев.
С первых лет XX века и до эмиграции в Америку в 1928 году, он выпустил миллионными тиражами почтовые карточки почти с 3 тысячами сюжетов, объединенных в сотни различных серий.
Сегодня, правда, исследователи утверждают, что имя Сагера на многих открытках стоит незаконно – он присвоил авторство своих «художников-рабов». Поэтому уместнее говорить не о художнике, а о мастерской Ксавье Сагера.
Почтовые карточки с именем Ксавье Сагера сразу бросались в глаза. Их главными героинями становились очаровательные (и не очень) французские барышни и их уморительные кавалеры.
Дамы всегда разодеты по последней моде. Но иногда современные и безумно дорогие женские наряды нещадно высмеивалась. Так ежегодно выходила сатирическая серия «Мода текущего года», например, 1909-го.
Сюжеты открыток понятны без слов и универсальны для всего западного мира. Вот, например, на этой карточке с названием «В ожидании последнего клиента» сразу угадываются знаменитые парижские кокотки:
Огромной популярностью пользовались более игривые открытки с дамами. Сегодня они выглядят вполне невинно, но тогда казались непристойными. Как, например, представленные ниже открытки из серии «На пляже» и «На берегу океана».
Но иногда мастерская Ксавье Сагера выпускала открытки, которые изначально предназначались для приватных коллекций. По почте их не смог бы отправить ни один французский месье, а мадам и мадемуазели не смели бы даже взглянуть.
Вот, например, едва ли не единственная пристойная открытка из многочисленной серии «Доктора». Во всех сюжетах врачи-мужчины осматривают женщин-пациенток.
Еще на заре карьеры, французские сенаторы потребовали запретить творчество Сагера. На следующий день, когда вышли новостные газеты, все имеющиеся открытки мастера в почтовых отделениях были раскуплены. Художнику за один день поступило новых заказов в 10 раз больше, чем за все предыдущие годы. А его имя узнала вся Европа.
В годы Первой мировой войны мастерская Сагера печатала вдохновляющие почтовые открытки для солдат и их родственников в тылу. Они должны были напоминать о доме и вселять надежду на благополучный исход. Даже при тяжелых ранениях.
Сегодня почтовые карточки от Ксавье Сагера продаются на интернет-аукционах. Цены от 10 до 200 долларов США, в зависимости от картинки и сохранности.
А в российских музеях их практически нет. В Российской империи, а потом в СССР не жаловали подобные вольности.