Найти в Дзене
ПиПси

Как выйти из кризиса: психологический эксперимент с 2-мя колодами Таро

Оглавление

Друзья, давненько мы с вами не разбирали тематические расклады Таро с позиции аналитической психологии. =)

Но сегодня мы с вами не просто вернемся к проективному значению карт в психологической практике, рассматривая какую-нибудь интересную тему через расклад.
Сегодня вас ждет кое-что особенное ─
эксперимент ─ подробный анализ раскладов с использованием двух разных колод Таро (специального Юнгианского Таро, автором которого является исследователь, художник и адепт юнгианского знания, Роберт Ванг, и классического Марсельского Таро) по следующему запросу:

«На что опираться человеку, чтобы выйти из кризиса?».

В этом материале представлены результаты и сравнительный анализ психологической интерпретации двух раскладов (расклады реализуются по трем архетипическим картам из группы Старших Арканов) на один и тот же вопрос.

Пожалуй, начну с Марсельского Таро ─ как и чем данная колода «отреагировала» на обозначенную тему?

Интерпретация расклада с использованием Марсельского Таро

-2

В качестве «ответа» на обозначенный вопрос выпало три следующих карты из Марсельской колоды: Колесо Фортуны, Солнце и Смерть.

О чем это говорит нам?

Давайте проанализируем каждый Аркан, выпавший в этой тройке, чтобы понять «ответ» бессознательных содержаний коллективной части психики (той ее части, которая объединяет всех нас единым знанием о мире и людях; своего рода, «пра-памяти») на заданный вопрос.
Кстати, получается, что я в этом процессе выступаю, как посредник (предоставляющий свою психику в качестве «медиатора» ради такого любопытного эксперимента) и как переводчик с языка «бессознательного». =)

1. Колесо Фортуны (первая карта психологического расклада; она символизирует особенности изначальной ситуации, с вопросом про которую человек обратился к колоде Таро).

В данной карте, принадлежащей Марсельской колоде, просматривается выраженная анималистичная символика.

Обратите внимание на иллюстрацию: справа вверх по колесу бежит «золотистое существо», которое отсылает нас к образу Анубиса (египетскому божеству, обладающему собачьей головой).
Его главная роль согласно древнеегипетской мифологии заключалась во взвешивании душ усопших; он ─ «страж весов» на суде Осириса в царстве мертвых.
Анубис представляет собой позитивный аспект фортуны/судьбы ─ обеспечивает справедливость при оценке «земного существования».

А второе существо, напоминающее чем-то обезьяну, спускающееся вниз по колесу слева, может напоминать нам о Тифоне, о страшном великане из древнегреческой мифологемы, которого победил Зевс.
Тифон символизирует собой сокрушительный аспект фортуны/судьбы, ведь он есть само зло.

Их движение и расположение противоположны друг другу: сначала Тифон сменяет Анубиса, устремившись к вершине колеса, к его пьедесталу, к контролю судьбы своими силами, в то время как Анубис вынужден спуститься вниз, утратив свое благостное влияние на ход событий в жизни человека.
Но потом колесо делает новый оборот, и существа меняют свои позиции. И так Колесо Фортуны будет вращаться до скончания веков, а вместе с ним ─ и его «хранители».

Правит судьбой цикличность. На «дороге жизни» нет однозначно прямых, непрерывных «тропинок». И, как говорил Ницше: «Все течет, все возвращается; вечно вращение колеса жизни…Путь вечности – кривая».

В этом, думаю, и заключается основная суть данного Аркана – судьба может развернуться к нам любой из своих «сторон» ─ как Тифоном, так и Анубисом. В любой момент.

Опираясь на обозначенную интерпретацию этой карты, можно отметить, что явленная в жизни трудность ─ это данность, на факт появления которой человек не мог влиять.

Но если на ее возникновение он не мог влиять, то, значит, и дальнейший ход событий предопределен «силами судьбы»?
Выход из кризисного периода, из череды жизненных неурядиц зависит лишь от поворота
Колеса Фортуны?
Или нет?

На эти вопросы можно поискать ответы в интерпретации второй карты данного расклада.

2. Солнце (вторая карта расклада; она может объяснить, какими силами реализуется необходимые изменения для коррекции кризисной ситуации – на что стоит обратить внимание в жизни, в себе для достижения положительной динамики в решении проблемы; возможные способы реализации изменений).

На иллюстрации карты мы видим двух играющих детей под лучами Солнца ─ через их изображение пронесен символический мотив значимости человеческих отношений и умения возвращать самого себя в естественное проживание как внешнего, так и своего внутреннего опыта.

Этот процесс можно метафорически обозначить, как вхождение в свой «Солнечный сад», в «Сад своей души».

Красиво и трогательно об этой идее написал Алан Макглашан, выдающийся психиатр и эклектичный психоаналитик, консультирующий в свое время принцессу Диану, помогая ей разобраться с «калейдоскопом» глубинных проблем и с пугающими сновидениями о морских чудовищах:

«Восторг ─ это тайна. И тайна вот в чем: притихнуть и слушать, перестать думать, перестать двигаться, почти перестать дышать, создать внутреннюю тишину, в которой, как мыши в заброшенном доме, способности и осознание, слишком своенравные и ускользающие для повседневного использования, могут изящно возникнуть.
О, поздравим их с возращением домой!
Ибо это давно потерянные дети человеческого разума. Уделите им пристальное и любящее внимание, так как они ослабели за столетия пренебрежения. В ответ они откроют ваши глаза на новый мир внутри знакомого мира, они возьмут вас за руку, как это делают дети, и приведут вас туда, где жизнь, всегда зарождается…».

Как же попасть в этот «Сад», в гости к своему внутреннему архетипическому Дитя?

В реальной жизни данный процесс можно осуществить посредством распознавания в себе неких двух конфликтующих/противоположных установок (на иллюстрации Аркана их условно олицетворяют ─ мальчик и девочка ─ играющие, взаимодействующие между собой разнополые дети) и последующей работы с ними: осознавание, принятия, интеграция в Эго-сознание, как часть своего Я.

Если посмотреть на реализацию такого процесса с позиции Транзактного анализа, в рамках которого в личности человека выделяют три Эго-состояния ─
Ребенок/Ре, Взрослый/В и Родитель/Ро (они могут комфортно взаимодействовать, а могут конфликтовать) ─ то наиболее жесткий, острый конфликт установок возникает из позиций внутреннего Родителя и Ребенка.

Например, подобная трудность выглядит, как запрет на релаксацию, творчество, отдых, искренний выбор и на другие естественные личностные свободы с позиции строгого, склонного к перфекционизму, внутреннего Родителя. Запрет, направленный на уставшего от самоконтроля и забот внутреннего Ребенка.
В такой ситуации человек может не давать себе насладиться жизнью сполна: даже имея для этого все необходимое, он откладывает
радость «на потом».

Или, наоборот ─ когда заигравшийся внутренний Ребенок не дает внутреннему Взрослому быть достаточно рациональным и объективным, уводя его с головой в инфантилизм, и лишая ответственности за свое благополучие.
Данная деструкция нередко ведет к проблемам с социальной жизнью, с выстраиванием здоровых отношений с другими людьми, с поиском партнеров/партнерш, потому что у человека с доминирующим внутренним Дитя нет понимания личностных границ и нет опор ─ человек незрел.
А незрелая личность интуитивно ищет в любых отношениях «опекуна», пытаясь воспроизвести индивидуальный детско-родительский сценарий (так травма реализует принцип повторения, силами проекций, чтобы пережить непрожитую когда-то боль).

И, вот, если эти две установки (как вариант; конфликт в Я может выстраиваться и иным образом) смогут найти способ гармонично со-существовать в структуре личности, смогут выстроить гармоничный контакт друг с другом и с Эго, то продуктом компромисса станет появление новой, третьей составляющей.
А дальнейшая слаженная работа трех компонентов/установок/функций в личности, в психике откроет четвертую составляющую ─ дифференцирует ее из бессознательного, чтобы человек присвоил ее себе, как полноправную часть себя, и мог, развивая, использовать во благо.
Это символическое описание процесса индивидуации, которое Мария Профетисса (первая женщина-алхимик, основательница александрийской алхимической школы, изобретательница ряда химических аппаратов и процессов, используемых по сей день) сформулировала в виде следующей аксиомы:

«Одно становится двумя, а два ─ тремя, и (благодаря) третьему одно ─ четвертое».

Третья составляющая, как итог решенного конфликта ─ истинное «сокровище» проживаемого человеком кризиса; ведь проблемы и сложности жизни несут не только хаос и неприятности, но и ценные психологические новообразования.

Эти новообразования ─ обретенное «сокровище» в Я посредством непростой работы над собой, благодаря контакту со своим «Садом души» ─ и есть то искомое Солнце, которое озарит своим явлением внутренний мир человека, даруя ему инсайты. А значит, и новые решения, варианты, выборы, идеи, способы обретения комфорта.

К чему же человек может прийти, если, как следует, прислушается к голосу внутреннего «Дитя», присмотрится к своему внутреннему «Саду», в котором воцарилось единство противоположностей?

Попробуем узнать это с помощью значения третьей карты расклада.

3. Смерть (третья карта расклада; она может показать возможный результат касательно обозначенной ситуации, некий итог ─ промежуточный итог или даже суть завершения ситуации – к чему можно прийти, если действовать во благо себе).

Я знаю, что эта карта способна напугать человека.
Смерть, как идея, как феномен ─ пугающая, отталкивающая, негативно окрашенная.

Но в аналитическом контексте/юнгианстве ни один символ не стоит воспринимать априорно буквально ─ символы, образы, знаки и архетипы нуждаются в правильном восприятии, в расшифровке, в поиске «ключа» к их пониманию для каждого конкретного человека, обращающегося к картам Таро с важным для него вопросом.

И Аркан ─ Смерть ─ не исключение.

В символическом значении смерть есть трансформация ─ перерождение/«пересборка»/реструктуризация ─ себя, своей жизни.

А так как в раскладе вместе с этим Арканом не выпала карта Башня, то каких-то роковых событий, запускающих процесс трансформации, и которым мало, кто бывает рад, ждать не стоит.
Значит, итоговая карта дает нам понять, что ход Колеса Фортуны удастся обуздать, чтобы взять контроль над ситуацией в свои руки.

На иллюстрации Смерти можно заметить маркеры акта расчленения ─ останки, части тел, руки, головы… ─ которые Смерть успешно «накосила».

Зачем?

В переводе с «языка образов» в этой символике явлен процесс расщепления нечто прежде единого на отдельные составляющие ─ так может быть показан старт будущего личностного преобразования, который может дать важные изменения ситуации, с которой человек пытается в жизни разобраться.

У вас был в детстве конструктор?
Чтобы из домика получилась машинка или длиннющая пожарная лесенка, домик нужно разобрать: отсоединив детальки друг от друга, получится собрать то, что хотелось.

В подобной работе нуждается и психика человека, который в рамках кризиса понял, что прежние методы решения задач и трудностей в жизни уже «отжили свой век».
Нужны новые «инструменты», новые составляющие, новые императивы в Я, способные навести порядок в жизни и в душе.

Где их взять?

Нужно разобрать «по косточкам» свой старый функционал ─ познакомиться с собой-Настоящим поближе, чтобы определить, какие установки из прожитого опыта пора «придать земле» ─ без страха и сожалений ─ ради обновленной и полезной картины мира.

Это непростая работа, но она несет ценные «плоды».

Так убеждение, что Аркан Смерть несет угрозу, будет справедливо переосмыслено.

В процессе отделения старого (уже неактуального или деструктивного) от нового (от того, что было «рождено» в том прекрасном «Саду»), работа Смерти в структуре личности станет уже похожа на благодатную и благородную деятельность интропсихического «пахаря», подготавливающего «почву» для «посева» новых императивов ради благополучия и личностного роста.

Аркан Смерть ─ не про конец всего, а про начало нового.

Заключение к раскладу с использованием Марсельского Таро

Проследив динамику «ответа» Марсельской колоды Таро на вопрос «На что опираться человеку, чтобы выйти из кризиса?» ─ посредством трех карт, трех историй, трех подсказок ─ можно сделать следующий вывод в виде краткого алгоритма самопомощи в сопоставлении с выпавшими Арканами в хронологическом порядке:

1. Принять кризисную данность такой, какая она есть (карта Колесо Фортуны).

В отношении принципа принятия есть любопытная психологическая закономерность: чем больше человек избегает контакта с негативной ситуацией, тем труднее ему адаптироваться к трудностям, чтобы начать эффективно действовать во благо себе.
Почему так происходит?
Потому что любое защитное поведение от дискомфортной реальности, так или иначе, будет связано с избеганием и/или компенсацией ─ иными словами, с дистанцированием от возникшей проблемы и/или с замещением утраченного комфорта какими-нибудь суррогатными способами.

Допустим, если человеку предстоит пережить сложный бракоразводный процесс (это будет для него ─ данность; человек не может ее отменить, прекратить, как и не смог ее предотвратить, так как развод ─ не только его решение, но и решение супруги/супруга ─ их общая ответственность), то он может среагировать в ответ следующими способами:

- избегать контакта с реальностью и не принимать реальность, в которой ему приходится проживать развод (он может не выходить на связь по организационным вопросам в отношении развода, может игнорировать исковое заявление из суда и т.д.);

- компенсировать трудно переносимые переживания алкоголем или запрещенными веществами, трудоголизмом, лудоманией, инфантилизацией (снятие ответственности с себя за необходимость принимать решения; регрессивное поведение) и другими неэкологичными/саморазрушающими способами.

- принять данность, сохранить ресурс, не растрачивая его на компенсацию и избегание, и как можно быстрее начать себя восстанавливать, выбирая в процессе лучшие решения для себя из возможных.

Первых два варианта показывают, что человек не справляется со сложностями и, вероятно, ему нужна помощь специалиста.
А третий вариант дает нам понять, что есть даже в кризисных ситуациях решения, которые сохраняют силы и фокусируют на целях, а не лишают позиции «рулевого» своей судьбы.

2. Услышать свой «внутренний голос» (карта Солнце).

Начать свободно выбирать себя таким, каким человек и является на самом деле, без соц масок, позволив себя быть не только сильным, но и уязвимым; это поможет решить ему свой глубинный конфликт, в процессе чего на свет «родится» полезное психическое новообразование.
Это может быть, например, классная идея, обновленный взгляд на свой прошлый опыт или легкое преодоление в себе того, что раньше казалось непосильным или что-то еще значимое для укрепления Эго; главное, что у этого «продукта» решенного внутреннего конфликта будет мощная вспомогательная функция.

В аналитической психологии она носит название ─
трансцендентальная.

Посредническая функция, позволяющая не только выйти из кризиса с минимальными потерями и затратами сил, но и выстроить «ось» от Эго ─ к Самости, то есть ─ к целостности своего Я, к раскрытию себя, как личности.

3. «Переродиться», приняв трудную ситуацию и признав себя Собой (карта Смерть).

Выполнив два выше обозначенных обязательных условия для получения нового необходимого опыта, взяв ответственность за свою жизнь в свои руки, можно стать лучшей версией самого себя.

Новые конструктивные установки, новая картина мира, новый способ контактировать с собой и с другими не дадут человеку увязнуть в стагнации и кризисе.

«Пересборка» себя, личностный апгрейд устремляют человека к новым целям и новым жизненным смыслам.

Вот, думаю, о чем нам поведало сегодня Марсельское Таро касательно необходимых опор в кризисный период и способов их «отращивания» в себе.

Теперь узнаем «мнение» по этой теме у другой колоды ─ у Юнгианского Таро.

Интерпретация расклада с использованием Юнгианского Таро Роберта Ванга

-3

Первое, что стоит отметить: ни один Аркан данного расклада не совпал с Арканами предыдущего расклада.
И в качестве «отклика» на вопрос мы можем наблюдать три новых Аркана из
Юнгианской колоды: Жрица, Дьявол и Звезда.

Рассмотрим каждый из них по аналогии с прошлом раскладом:

1. Жрица (первая карта психологического расклада; она символизирует особенности изначальной ситуации, с вопросом про которую человек обратился к колоде Таро).

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на иллюстрацию этого Аркана Юнгианской колоды Таро ─ она отличается от карты Жрица из классического Марсельского Таро.

Перед нами образ Женщины, не восседающей на троне, каким он показан в Марсельской колоде. При этом дама однозначно ─ владычица.

Почему?

Стоит упомянуть, что карты Мага и Жрицы (также часто именуемой Папессой) ─ больше, чем просто Арканы старшей группы. В юнгианском значении каждая из этих карт ─
архетипическая репрезентация.

Если маг ─ это Анимус (архетип, представляющий собой мужскую часть психики женщины ─ Логос, ее социализация, рационализация, финансовый аспект жизни, духовность, самоидентификация, сексуальность, специфика контакта с мужчинами), то Жрица есть Анима (женская часть психики мужчины ─ его чувственная сфера/душа, интуитивность, эмоции, специфика контакта с женщинами и др. соотносящиеся аспекты). Человек психически дуален ─ в каждом из нас есть личностные составляющие как фемининного/материнского, так и маскулинного/отцовского.
Мы «сотканы» из противоположностей.

Учитывая то, что первая воплощенная в реальности Анима мужчины ─ его мать, то Жрица, как символическое представление Анимы в колоде Таро, несет в себе информацию о материнстве, о примитивном, но об очень значимом в нас ─ об архаичном, о хтоническом, темном, таинственном, глубинном, бессознательном ─ о фемининной, созидательной и одновременно поглощающей сущности.

Перед нами сама Мать-Природа.

Если эта карта выпала первой в раскладе в ответ на заданный вопрос, то это можно воспринять, как маркер касательно истоков сложной жизненной ситуации, в которой оказался человек ─ бессознательность, акцент на инстинктивном и, следовательно, пренебрежение рациональным в Я.
А также она отсылает нас к идее нечто нерешенного в поле материнского комплекса, так как Жрица есть Великая Мать, обладающая как добрым нравом (питающая, принимающая, защищающая), так и разрушающей силой (давление, контроль, удерживание в слиянии с собой).

Когда мы недостаточно осознаны, мы теряем связь с реальностью, фокусируя свое внимание на ложном, и/или неактуальном (хотя, мы это и не замечаем в такой момент в силу бессознательности), упуская при этом истинное и важное.

Мать Природа ─ прекрасна и мудра, без сомнений.
Но если мы делегируем ей свои права на контроль жизнью, то мы утрачиваем этот контроль, доверившись силам, над которыми мы уже не властны ─ контакт с собственным Эго нарушается.
Жрица, поддерживая зарождение всего нового в нас, может параллельно «затапливать» Эго инстинктами, аффектами, с большей частью из которых мы не находим осознанной связи.

Это главный риск, транслируемый данным Арканом в аналитическом психологическом контексте ─ быть «затопленным» некогда подавленными аспектами собственной личности.

И не исключено, что в качестве стартовой карты образ Жрицы дает нам понять, насколько негативная ситуация в реальности может быть связана с утратой контроля и с погружением в предубеждения, в материалистичное (Мать=материя), игнорируя при этом духовное и рациональное в своей жизни.

Какими средствами можно это изменить?

Поищем подсказки в следующей карте расклада.

2. Дьявол (вторая карта расклада; она может объяснить, какими силами реализуется необходимые изменения для коррекции кризисной ситуации – на что стоит обратить внимание в жизни, в себе для достижения положительной динамики в решении проблемы; возможные способы реализации изменений).

Это еще одна карта, которую принято побаиваться =)
И тоже ─ зря.

Символически в психологическом контексте она отсылает нас к теме вытеснения из личности всего «неугодного»; того, что принято в народе называть ─ «от лукавого».
Тень, теневые содержания.

Но эти характеристики все же находят «лазейку» через разные «сомнительные» дела, порой реализуемые человеком под маской «добродетели».
Или случается порой иначе ─ Тень проявляет себя за счет «сделки с совестью», обещающей обрести столь желаемое, несмотря на цену, которую придется потом платить, как, к примеру, было в случае с Фаустом (Гете).

Какое место занимает Дьявол/Тень Бога (символически выраженная в Ветхом Завете посредством образов двух чудовищ ─ Левиафан и Бегемот; низменные демоны, транслирующие тотальную власть и доминацию плотских желаний, т.е. то, что вытесняется из духовного плана) в личности каждого из нас?

Самость может быть представлена, как единство 4-х составляющих личности ─ в балансе 4-х функций психики/Четверичность (мышление, чувство, интуиция и ощущение), когда к 3-м наиболее развитым функциям присоединяется 4-ая, ранее не обозначенная, подчиненная, не распознанная в себе человеком.

Этой функции, как правило, отводится роль Тени в силу трудностей с ее изначальным обнаружением в личности: человек ее не использует в контакте с миром и собой, но при этом она все равно не перестает требовать внимания и влиять.

И эта подчиненная, отвергнутая функция может быть психической репрезентацией Дьявола в структуре личности.

Исследователь В.Уайт касательно темы Четверичности/ Четверицы пишет следующее:

«<...> Всегда ли, столкнувшись с числом три, мы должны задавать вопрос: Где четвертый элемент?
Должны ли мы предполагать, что число три необходимо всегда и везде рассматривать только как «четыре минус один»?
Не есть ли каждый треугольник всего лишь несостоявшийся квадрат?
Нельзя ли предположить, что троичные символы сами составляют архетипические образы, которые передают содержание, отличное от содержания Четверицы?»

Юнг рассматривал Четверичность и с точки зрения религиозной установки, подводя итог исторического развития догмата Троицы, как составной части символа веры.
Он подробно описывал три аспекта Троицы, сопоставляя их с образом Четверицы, и обнаружил, что условно «завершенная» Троица реализуется за счет интеграции четвертого, ранее отвергнутого элемента, а именно: материи, Дьявола или темной стороны Бога; «Троица + один»:

«Я ─ часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (Гете, «Фауст»).

Учитывая то, что в каждой личности «живет» такая, вот, «зеленокожая» Тень (как на иллюстрации этого Аркана), то ее распознавание в себе будет уже большим шагом в рамках преодоления кризиса.
Ясное дело, что никто не хочет быть «плохим». Но идеальных людей не бывает =)

И что в итоге можно получить, к чему прийти, если набраться смелости для знакомства со всеми потаенными «уголками» своей личности?
На что можно опираться в процессе?

Третья карта расклада с использованием Юнгианской колоды Таро может раскрыть тему результатов работы над собой в направлениях, обозначенных выше.

3. Звезда (третья карта расклада; она может показать возможный результат касательно обозначенной ситуации, некий итог ─ промежуточный итог или даже суть завершения ситуации – к чему можно прийти, если действовать во благо себе).

Этот архетипический символ, показанный через образ женщины, переливающей воду, представляет собой идею будущей целостности, к которой стремится личность, психика, душа.
Звезда ─стремление к благости в процессе индивидуации.
Она есть процесс.
Золотой и серебряный сосуды, из которых она переливает воду, могут олицетворять сознательное и бессознательное поле личности (это идея единства противоположностей; символы Луны и Солнца), объединенные в интеграции.

Женщина на иллюстрации Аркана ─ персонифицированный внутренний «компас», психический центр человека/его Самость, к которой направлена вся его психика.

Это и надежда, «лучи» которой согревают душу в трудное время ─ порой единственная опора человека, ведущая его вперед, несмотря ни на что; мотивирующая и продуцирующая сила его Я. Его Внутренний Свет, истинная природа которого, пожалуй, всегда будет оставаться загадкой для нас.

Но даже если «звезда пленительного счастья» замаячила на горизонте, не стоит забывать, что «под лежачий камень вода не течет».

Заключение к раскладу с использованием Юнгианского Таро Роберта Ванга

Эта колода тоже интересно «высказалась», отвечая на вопрос «На что опираться человеку, чтобы выйти из кризиса?» ─ разберем тезисно алгоритм самопомощи в сопоставлении с выпавшими картами в хронологическом порядке:

1. Разобраться с инстинктивной природой своего Я (карта Жрица).

Человеку стоит обратить внимание на свои примитивные/базовые потребности и нужды ─ все ли они реализованы, все ли они актуальны для конкретного этапа жизни, слышит ли он себя, свои «хочу», не замещает ли он «хочу» принципом «надо».

Стоит также проанализировать отношения с материнским, с родительским полем, включая возможные проблемы детско-родительского бэкграунда (отношения с родной матерью в детстве; с членами семьи женского пола): нет ли пренебрежения к фемининной части личности (у мужчины ─ это идея и функционал Анимы; у женщины ─ теневые качества личности, как вариант); или, напротив, не слишком ли большой акцент сделан на инстинкте в ущерб другому личностному функционалу (когда, допустим, у женщины нет иных реализаций в жизни, кроме материнских и/или супружеских).

2. Допустить и принять отвергаемое в себе (карта Дьявол).

Принятие не означает одобрение или поощрение. Принятие ─ это признание: «да, так и есть».

Пока человек не видит в себе теневого аспекта личности, пока он бегает от своего внутреннего Дьявола, он бессознательно реализует проекцию отвергаемого в себе во внешний мир ─ на других людей, на события, на жизненные задачи.
Карл Юнг отлично высказался на этот счет:
«Когда внутренняя ситуация не осознается, она проявляется извне, как судьба».

Обнаружить в себе свою «плохизну» или что-то неразвитое в себе ранее, сказав «да, я такой человек!» ─ дело очень полезное, так как оно запускает механизм развития личности, обогащает ее новым опытом и знаниями.
И одновременно это ─ трудная задача ─ встреча с самим собой.

3. Учиться себе верить, себя любить и надеяться на себя(карта Звезда).

Обнаружив личностные дефициты/избытки, связанные с природным, базовым и инстинктивным в структуре Я (карта Жрица); доверившись себе, приняв себя с этими дефицитами, избытками, сложностями и «гадостями» (карта Дьявол), при этом, не убегая от себя и не компенсируя то, что дается сложно или даже пока не дается, можно раскрыть свой потенциал ─ увидеть свой Внутренний Свет.
В обыденной жизни он может представлять собой искомые ресурсы для решения трудной ситуации ─ искомые опоры для выхода из кризиса.

Здесь срабатывает закон сохранения энергии: «во всех явлениях, происходящих в природе, энергия не возникает и не исчезает. Она только превращается из одного вида в другой, при этом
ее значение сохраняется».
Иными словами, когда ресурсы перестают обслуживать деструкцию в функционале личности, тогда они свободно могут быть направлены на конструктивные процессы в личности.
В этом и заключается мощь Внутреннего Света ─ самосозидание.

На него и стоит направить силы, наладив контакт с собой.

Краткий сравнительный анализ двух реализованных раскладов

Теперь можно исследовать возможные параллели для каждой из трех позиций в обоих раскладах в рамках поиска ответа на вопрос ─ «На что опираться человеку, чтобы выйти из кризиса?»:

1. Первые карты раскладов: Колесо Фортуны (Марсельское Таро) и Жрица (Юнгианское Таро).

В первой ситуации речь идет о данности, уровень своего влияния на которую человеку предстоит проверить.
Во второй ситуации ─ о примитивных потребностях, нуждах и желаниях Я человека, с которыми необходимо восстановить, выстроить нарушенную или отсутствующую связь.

2. Вторые карты раскладов: Солнце (Марсельское Таро) и Дьявол (Юнгианское Таро).

В первой ситуации речь идет о потребности в новых полезных компонентах личности за счет прекращения внутреннего конфликта.
Во второй ситуации ─ о завершении проекций своих несовершенств на внешнее, на других.

3. Третьи карты раскладов: Смерть (Марсельское Таро) и Звезда (Юнгианское Таро).

В первой ситуации речь идет о трансформации, «пересборке», несущей в себе обновление как для Я человека, так и для его картины мира.
Во второй ситуации ─ о взаимодействии осознанного и бессознательного в личности с целью высвобождения ресурсов, требуемых для реализации качественных перемен к лучшему в самом себе, в своей жизни.

Вывод, который я могу сделать по результатам эксперимента ─ карты разных колод «отвечали» на разных уровнях погружения в тему:

· «ответы» Марсельского Таро затрагивают больше внешние аспекты жизни человека.
Например, интерпретации всех трех карт этого расклад, так или иначе, транслируют, что сначала нужно определить степень своей ответственности перед лицом судьбы, потом обрести новый способ контакта с миром, что в итоге и даст подняться на новую «ступеньку» развития Я, тем самым, преодолевая трудности;

· а «ответы» Юнгианского Таро фокусируют на глубинных процессах личностиконтакт с бессознательной и инстинктивной частью личности, для запуска преобразования, обнаружение переносов и проекций во внешний мир, и только после этого разблокируются силы для поиска лучших решений.

Учитывая обозначенную специфику, отмечу, что Таро, используемое психологом, помогает разобраться в проблемной ситуации, которая ранее казалась клиенту «неподъемной» – была «слепым пятном» в его мировоззрении – запутанной, отталкивающей и сложной.
Одни колоды чаще
демонстрируют широту спектра возможных решений, а другие могут, напротив, углубляясь в запрос, детализировать значимую личностную информацию.

Карты Таро в руках специалиста ─ это карты ваших глубинных «сокровищ», которые просто ждут своего часа, чтобы явить себя.