Найти в Дзене
Киноа: кино + архитектура

Черно-белый принц для полковника Зорина. Тезисно о второй части трилогии

Оглавление

«Черный принц» вряд ли можно считать арт-детективом, но раз уж мы начали смотреть фильмы о полковнике Зорине, считаю важным довести обзор трилогии до конца.

Минутка колористики

Вторая часть трилогии снята в ч/б. Почему? Наверное, потому что страсти накаляются, и вместо «невинных забав» вроде хулиганского похищения картины из музея и попытки вывоза ценностей за границу («Возвращение «Святого Луки») в новом фильме уже происходит убийство. Поэтому на смену ярким краскам приходят четкие графичные контрасты и столь уместная в детективах светотень (привет нуарам и немецкому экспрессионизму).

Экспрессионистская светотень - главная визуальная особенность "Черного принца". Оператор Георгий Куприянов
Экспрессионистская светотень - главная визуальная особенность "Черного принца". Оператор Георгий Куприянов
Геннадий Корольков в амплуа сбитого с толку пролетария
Геннадий Корольков в амплуа сбитого с толку пролетария

Кроме того, новые районы на черно-белой пленке выглядят еще более белоснежно и нарядно — опять же, на контрасте со старыми кварталами, где скрывается персонаж Королькова. А еще это красивая метафора: герой остепенился, работает, завел семью, начинает новую жизнь, но приятели-негодяи хотят его подставить и затянуть обратно в бандитское болото.

Любопытно, что стройка не просто появляется в титрах и служит обычным фоном для диалогов. Стройка здесь — часть драматургии: внутри недостроенного дома происходят разборки с персонажем Гриценко, а в финале молодая семья направляется в сторону новых многоэтажек.

Строительство как лейтмотив
Строительство как лейтмотив
Фильм начинается "строительными" титрами и заканчивается концептуально: герои уходят (в закат) в сторону новых многоэтажек
Фильм начинается "строительными" титрами и заканчивается концептуально: герои уходят (в закат) в сторону новых многоэтажек

Забавный момент: согласно замыслу художницы по костюмам Эдиты Приеде, хулиганье в фильме должно было выглядеть примерно как босяки из «Республики ШКИД» или журнала «Крокодил» — более чем карикатурно. Фильм, впрочем, лишен анекдотической интонации рабочих зарисовок.

Эскизы костюмов для "Черного принца". Художник Приеде Эдита.
Эскизы костюмов для "Черного принца". Художник Приеде Эдита.

Минутка социологии

Кажется, «Черный принц» в принципе посвящен вот этому контрасту старого и нового, черного и белого, прошлого и будущего. Ключевым здесь представляется визит Зорина к потомку купца, сбежавшего в Европу: его отцу некогда принадлежал бриллиант, из-за которого и начался весь этот сыр-бор. Диалог Зорина и Пузырина — это прямо идеологические дебаты между воспитателем детского сада и динозавром дореволюционной мысли.

Кроме гигантов прошлого и героев будущего в этой истории есть и обычные люди, тихая семья обывателей, которые сами по себе никого не трогают: их грабят, вызывают на допросы и как будто собираются переселять, а они знай живут себе и не возмущаются. Типичное молчаливое большинство.

А вообще «Черный принц» мог бы еще называться «Застолья полковника Зорина», потому что ну посмотрите, сколько чаепитий обошел полковник за полтора часа экранного времени:

Чай с Пузыриным
Чай с Пузыриным
Чай с Бийчуком
Чай с Бийчуком
У Самохиных
У Самохиных

Минутка компаративистики

В целом, между первым и вторым фильмами трилогии (в отличие от третьей части) можно выделить следующие сходства:

1. оба сняты одним режиссером (Анатолий Бобровский, и это, наверное, самые известные картины в его фильмографии);

Титры рассказывают историю индустриального домостроения
Титры рассказывают историю индустриального домостроения

2. композитором выступил Исаак Шварц — в третьем фильме совершенно иная музыкальная эстетика, никакой Толкуновой там нет;

3. в обоих фильмах Зорину помогает молодой милиционер, и наш полковник его как бы наставляет, делится с ним опытом и побуждает к спонтанным импровизациям;

4. сюжеты представляют собой многоходовки, в которых главный «мозг» всего предприятия (Басилашвили в «Луке» и Хряк в «Принце») манипулирует другими людьми, а сам пытается остаться в стороне;

5. шерше ля фам: в обоих сюжетах присутствует женщина, связанная с человеком из криминального мира (Наталья Рычагова в «Луке» и Тамара Семина в «Принце»), и их обеих по-отечески наставляет на путь истинный (читай: сотрудничать со следствием) полковник Зорин;

Тамара Семина в новом районе. Деревья еще не выросли, но места для прогулок выделены (сравните с нынешними районами-человейниками, где кроме домов-гробов ничего нет, максимум автостоянка)
Тамара Семина в новом районе. Деревья еще не выросли, но места для прогулок выделены (сравните с нынешними районами-человейниками, где кроме домов-гробов ничего нет, максимум автостоянка)

6. театральные монологи, особенно у Калягина в «Принце», и это очаровательно, хотя и слегка выбивается из общей детективной концепции.

(В «Черном принце» все красавцы, но пальма первенства уходит все-таки Калягину. Напомню, что в «Возвращении «Святого Луки» символическая пальма ушла Графу-Дворжецкому, которого мы сравнивали с героями французских криминальных фильмов).

Бенефис Александра Калягина. Красавец, как всегда
Бенефис Александра Калягина. Красавец, как всегда

В остальном же «Черный принц», несмотря на свой архитектурный аспект, интересную операторскую работу и колоритных героев, показался дидактическим. Впрочем, таковы многие детективы, те же нуары, где за преступлением всегда следуют наказание и расплата…