Найти в Дзене

Применение подвижных игр на занятиях с детьми дошкольного возраста

Подвижная игра - сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. (Н.Н.Кожухова, Л.Н.Рыжкова).
Подвижные игры можно классифицировать по следующим признакам:
1. По возрасту детей.
2. По степени физической нагрузки.
3. По преимущественному формированию физических качеств.
4. По двигательному содержанию.
5. По использованию оборудования.

Остановимся более подробно на двух первых пунктах.
1. Возраст детей имеет прямое значение для выбора и организации подвижной игры на занятии, чем ребенок младше, тем игра должна быть проще, т.е. соответствовать возрастным возможностям ребенка.
Для детей 3-4 года методически верным будет сделать акцент на следующих методических рекомендациях:
• максимально простые правила;
• заранее правила детям не объясняются;
• тренер исполняет ведущую роль;
• простое двигательное содержание 1-2 движения;
• сюжетный характер игры.
Для детей 5-6 лет методически верным будет сделать акцент на следующих методических рекомендациях:
• объявление названия игры;
• правила детям объясняются заранее;
• выбирается роль водящего (здесь уже ведущую роль могут исполнять сами дети);
• расположение, размещение детей на площадке;
• подведение итогов игры.

2. При организации игры огромное внимание следует уделать подбору нагрузки. Нагрузка варьируется за счет:
• степени освоенности движений;
• темпа игры;
• наличия оборудования, атрибутов, сюжета;
• размера и особенностей площадки, на которой проводится игра;
• наличия разных комбинаций движений;
• количества участников и водящих;
• количества повторов игры.

Когда тренер выбрал подвижную игру для занятия, то важным также будет заранее продумать правила и способы объяснения игры детям, т.к. от правильного объяснения игры, будет зависеть успех урока.
Существуют следующие приемы донесения и контроля понимания правил игры:
• четкое объяснение правил с учетом содержания игры;
• повторение правил перед игрой, чтобы еще раз напомнить, нацелить детей на их выполнение;
• контроль тренером за выполнением правил и поощрение детей;
• контроль детей за соблюдением правил;
• усложнение правил по мере освоения их детьми;
• изменения правил при определенных условиях (например, если дети не справляются с поставленной задачей);
• дисциплина и самодисциплина. Индивидуальная работа с детьми, нарушающими правила.

Обязательно включайте подвижные игры в свои занятия с детьми дошкольного возраста. Помните, что каждая подвижная игра должна осваиваться детьми и закрепляться, т.е. важно не количество игр, а качество. Отличным результатом будет, когда подвижная игра подбирается с учетом содержания всего занятия.

Автор: М.В. Плеханова