Несмотря на то, что Древний Египет известен своим относительным гендерным равенством, женщины не играли столь активной роли как мужчины в храмовой системе. Женщины занимали более высокие места в религиозной иерархии в эпоху Древнего царства, нежели в более поздние времена. В эпоху Древнего царства были женщины хем нечер известные как хемет нечер, которые служили богиням Хатхор и Нейт. В эпоху Среднего царства несколько женщин служили в ранге хемет нечер богов Амуна, Птаха и Мина, были также жрицы ранга уабет (женский род от уаб). Иерархическая система жриц напоминала мужскую. Яхмос-Нефертари, жена Яхмоса, носила титул Второго жреца в эпоху ранней 18-й династии. Но ничего подобного далее не было до самой 26-й династии, когда женщина Нитокрис носила титул Первого жреца Амуна.
Женские жреческие ранги были существенно понижены в Новое царство и Третий переходный период. В эти эпохи женщины были почти исключительно певицами (шамйет или хесет) в божественных хорах, которые аккомпанировали жрецам в процессиях вокруг и сквозь храм; высшие ранги, вероятно, сопровождали жрецов возле святилища. На Плите III женщина изображена несущей систр, погремушка которого издавала звук ассоциируемый с Хатхор, и менат, ожерелье из бисера со сложным противовесом в форме ключа, которое при встряхивании издает звук. Женщины носили такие титулы как “Певица храма Амуна” или более престижный “Певица Внутренней части [храма] Амуна”. Они находились под руководством мужчины или женщины “Начальника над певцами”. Другие женщины появлялись в роли певиц Осириса или танцовщиц “Первого из обитателей Запада” (т.е. Осириса) или Мина. Эрозия женских сакральных титулов происходила, в основном, в Третий переходный период, эпоху, в которую многие памятники были созданы по поручению женщин, или, по крайней мере, оставивших след в истории женщин. Среди группы из 49 стел, датируемых этой эпохой, лишь 11 содержат упоминания женщин, носивших жреческий титул, а большинство женщин вообще не имеют титула или просто упомянуты как “Госпожа Дома”.
Титул Жена Бога (также хемет нечер, но другое слово, нежели для титулов жриц, упомянутых ранее), который обозначал жрицу Амуна в Третий переходный период, впервые был утверждён в эпоху Среднего царства. Более последовательно он появляется в эпоху Нового царства, когда он был ассоциирован с царицами или женщинами из царской семьи. В эту раннюю эпоху он означал больше право наследования, нежели сакральную функцию, но с Третьего переходного периода титул обретает новое значение и Жена Бога становится надзирательницей над владениями Амуна в Фивах. В эту эпоху Жена Бога становится очень богатой и влиятельной. Как часть её культовой роли, она должна была возбуждать и ублажать Амуна, что восходит к концепциям омоложения и перерождения.
Это по-прежнему вызывает дискуссии, но нет прямого указания на то, что жрицы любого ранга должны были хранить целибат. Многие генеалогии восходят к матерям, имевшим религиозный титул, поэтому нет причин утверждать, что Жёны Бога в Третий переходный период были незамужними.
Источник: Teeter, Emily. 2011. Religion and Ritual in Ancient Egypt. Cambridge University Press. (pp. 27-28)
Перевод: © Артём Тюрин, 2019
Больше материалов и только самые внимательные читатели в нашем телеграм-канале