Чаще всего этого уроженца Венеции воспринимают как героя-любовника. Насколько правы исторические хроники? Что за личность скрывается за званием неутомимого сердцееда? И только ли любовником был этот любопытный персонаж, само имя которого давно стало нарицательным?
Кем только ни побывал Казанова за свою жизнь – и юристом, и военным, и писателем, а также шпионом и авантюристом. И даже библиотекарем.
Но обо всём по порядку.
Самостоятельно титулованная особа
На свет Джакомо Джироламо Казанова появился в богемной семье – отец мальчика Гаэтано был актёром и танцовщиком, мать Дзанетта – актрисой. Позже, желая на равных вращаться в среде аристократии, Джакомо присвоит себе дворянский титул и и новую, более подобающую званию фамилию – шевалье де Сенгальт. Казанове нельзя отказать в немалом уме и способностях: ему было всего 12 лет, когда он поступил в университет Падуи. А в 17 получил учёную степень юриста.
Ему предстояло вести дела католической церкви, однако продвигаться по этой стезе молодой человек не пожелал. Церковную карьеру сменила военная, потом Казанова задумал стать музыкантом – поиск жизненного пути смог продолжаться до бесконечности. Но тут Джакомо улыбнулась удача в лице крупного венецианского вельможи Маттео ди Брагадину, которому, как утверждает сам Казанова в своих мемуарах, он спас жизнь – вельможу хватил удар во время плавания на лодке по каналам. Было это или нет теперь доподлинно неизвестно, но юношу поселили в апартаментах и положили отличное содержание. Так Казанова получил надёжного покровителя, который открыл ему дорогу в высший свет.
Жизненный путь проходил через дамские спальни
Высокий статный темноглазый красавец получил первый интимный опыт ещё в 12 лет и с тех пор осознал, «что был рождён для противоположного пола», что «всегда любил его и делал всё, что мог, чтобы быть любимым им». Он быстро научился разбираться в женщинах, и, чего уж греха таить, продвигаться с их помощью. Так будет всегда и везде: где бы ни объявлялся Казанова, первым делом он налаживал горизонтальные связи с прекрасным полом.
Жизнь в Венеции, полная удовольствий, закончилась, когда Казанову обвинили в сексуальном насилии, а также богохульстве и колдовстве, которому его якобы обучал покровитель Брагадину. Серьёзные обвинения по тем временам, которые, по слухам, Джакомо «организовали» обиженные мужья его многочисленных фавориток.
Придумал государственную лотерею
Джакомо бежал в Парму, потом долго кочевал по Европе с театральными труппами, для которых переводил пьесы и начал писать сам, причём небезуспешно. Позже рискнул вернуться в Венецию, где был арестован, бежал из тюрьмы, оказался в Швейцарии, потом в Париже. Без единого гроша! Тогда Казанова придумал первую национальную лотерею для французского государства. Билеты расходились на ура, Джакомо стал популярен и хорошо заработал.
Французский шпион
А также сблизился с представителями высшей власти Франции – настолько, что получал и с блеском выполнял шпионские задания. Будучи отправлен с тайной миссией в Дункерк, где стоял голландский флот, он легко завёл дружбу с офицерами и добыл массу сведений о количестве и строении кораблей и их слабых местах.
Бывал Джакомо и в России. Правда, никакими особыми деяниями не отметился, оставил заметки о жизни екатерининского двора и даже был представлен государыне.
Покупатель и продавец живого товара
В молодые годы Джакомо купил у матери невинную девочку и прибег к насилию, когда девочка попыталась сопротивляться. В России для тех же целей приобрёл 13-летнюю крепостную. В 50 лет он предложил бывшей любовнице продать её 9-летнюю дочь богатому любителю маленьких девочек и заработать на этом.
Герой амурных фронтов?
Точных данных по количеству покорённых женских сердец Джакомо не оставил, указывая кое-где расплывчатые данные в несколько сотен. Исследователь жизни Казановы испанец Хуан Крус провёл скрупулёзный анализ личного архива Джакомо и вышел на цифру в 132 женщины, т.е. примерно по 3 романа в год. Результат не самый впечатляющий, но стоит учесть, что прославился венецианец не количеством, а качеством амурных побед.
Его коньком были тончайшее искусство обольщения, флирта и страсти. Отношения с дамами с юных лет стали смыслом жизни Джакомо. По его собственному признанию, он обожал итальянок лет 16-20, не брезговал свеженькими служанками, не избегал и аристократок.
Насколько реально то, что он пишет в своих мемуарах, сказать сложно. В архивах исследователям удаётся найти довольно много косвенных подтверждений истинности его утверждений. Возможно, он преувеличивает статус собственной персоны и свои любовные приключения, зато его воспоминания хороши как плутовской роман и любопытное бытописание Европы времен Галантного века.
***
Всё когда-нибудь кончается. С годами Джакомо устал, в том числе и от себя самого. Последние свои годы он провёл в неожиданной ипостаси добропорядочного скромного библиотекаря в замке Дукс, что в чешской Богемии, у графа Йозефа Карла фон Вальдштейна. Там он занялся мемуарами «История моей жизни» – благо, времени было предостаточно. Семьи у самого знаменитого любовника всех времён и народов не было, близких тоже. Из жизни Казанова ушёл в 1798 году в возрасте 73 лет.