Вам не нравится ваша работа? Или вы считаете её в прямом смысле слова грязной? Не торопитесь делать выводы: какой бы она ни была, ей далеко до обязанностей камергера стула Его Величества. Причём до обязанностей настолько почётных, что самые видные аристократы лелеяли мечту о такой должности. Точнее, о карьерных и денежных перспективах, которые она открывала перед достойнейшими служителями пятой точки своего государя.
Необычайно престижная работа
Как ни удивительно, у монарха есть кое-что общее даже с самыми последними из его подданных в виде банальной потребности избавляться от продуктов жизнедеятельности своего тела. Однако в отличие от простых смертных ему и в месте уединения полагался специальный слуга. И слуга не простой, а посвящённый в самые сокровенные государственные тайны, носивший титул камергера стула.
Должность такая появилась при английском королевском дворе времён правления Генриха VII. А наивысшего расцвета она достигла при Генрихе VIII, когда под неё была подведена целая правовая база, подтолкнувшая дворян к нешуточной борьбе за это место под солнцем (или возле солнца). Ну да, Его Величество вошёл в мировую историю не только благодаря привычке жениться.
Работа, чего уж там, была самая что ни на есть с душком, но помимо её исполнения камергер получал доступ к конфиденциальной политической и финансовой информации, становился доверенным лицом и советчиком господина. Камергер получал уникальную возможность общаться с ним с глазу на глаз. К тому же помимо неусыпных забот о королевских физиологических отправлениях (кстати, они подробно документировались для придворного врача) он заведовал прислугой в покоях хозяина, его личной казной и носил на шее большой бронзовый ключ с синим бантом – символ власти. Неглупому человеку не составляло труда обратить своё специфическое служебное положение во влияние и деньги.
Правда, с камергерами стула случались и неприятности – так Генри Норрис, служивший в этой должности Генриху VIII, был казнён по подозрению в физической близости с королевой Анной Болейн. Преданная служба главному государственному заду не смогла помочь Норрису сохранить свою голову.
Средневековый смартфон
Конечно, такой слуга не мог быть брезгливым. А ещё должен был обладать жизнерадостным характером, уметь поддерживать непринуждённый разговор, развлекать и делиться новостями. В общем, отчасти заменять газету в туалете. Ну или смартфон. Первым камергером стула стал сэр Эдвард Бёртон - выходец из небогатой, но родовитой семьи.
Король не мог обойтись без такого человека ещё и потому, что во времена Тюдоров одежда высшего дворянства была настолько сложной и многослойной, что самостоятельно раздеться, обслужить себя и одеться при посещении туалета было непосильной задачей.
Король должен восседать только на троне
Для королей создавался и особый переносной трон с крышкой, который представлял собой подходящий по размерам для сидения ящик с дверкой и помещаемой внутрь металлической или керамической ёмкостью. Сиденье имело круглое отверстие посередине. Трон изготавливали из ценных пород дерева, украшали резьбой, обивали шёлком и бархатом. Даже в ходе процедуры, для которой он предназначался, королевское седалище должно было опускаться исключительно на роскошный бархат.
К трону прилагались руки верного камергера, льняные тряпочки и сосуд с тёплой ароматизированной водой.
Поэтический предмет сантехники
В общем, работа камергера стула при всех издержках была вполне себе непыльной и доходной. Складывались даже династии этих профи - отец передавал должность сыну, отгоняя от неё чужаков. Когда трон, в том числе и переносной, заняла Елизавета I, появилась должность леди опочивальни, отчего суть служебных обязанностей не поменялась. Кстати, во время правления этой государыни произошла настоящая туалетная революция – появился унитаз со смывом, прадедушка современных компактов. Придумал его поэт Джон Харрингтон и подарил королеве.
Завидную должность упразднили в XX веке
Достойные представители и представительницы родовитых семейств Британии служили верой и правдой своим государям в столь деликатном вопросе аж до начала XX века. Последним официальным камергером стула был Джеймс Хамильтон, герцог Аберкорн, сын лорда-наместника Ирландии. Должность упразднил своим указом сын почившей королевы Виктории Эдуард VII.