Найти тему
Александр Дедушка

Как нужно жить, чтобы зло не вошло в сердце? (по сл. св. Тихона Задонского)

Св. Тихон Задонский
Св. Тихон Задонский

Что уж там говорить – нам зачастую бесполезно говорить об этом. Зло настолько укоренилось в наших сердцах, что мы его просто не замечаем.

Однако же для тех, кто еще сохранил хоть какую-то способность различения добра и зла, стоит прислушаться к словам святителя.

Во-первых, он советует, сколь это возможно, находиться дома и не выходить оттуда без крайней нужды. Мир вокруг слишком погряз во зле, чтобы такие выходы могли пройти для нас безопасно.

Особенно, когда такие выходы связаны с пребыванием с людьми – «в собрании», как говорит святитель. Конечно, имеются в виду не церковные собрания, и не рабочие коллективы, а обычные мирские компании.

Увы – нам, живущим в миру, выполнить это пожелание практически невозможно. В этом случае святитель Тихон говорит следующее:

«Если нужду имеешь выйти из дома твоего и быть в собрании, не медли там, очи и уши береги, дабы не вошло зло в сердце твое и, по подобию разбойника, не разорило душевный дом твой, и в том случае молись Богу: Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты (Пс. 118.37)».

Итак, первое предостережение – не медлить в этих собраниях. Сделать то, ради чего, пришел и сразу же уходить.

Но этого мало. Даже краткое пребывание в «собрании» может быть пагубным, если там не беречь «очи и уши».

Наши очи и уши - это самые настоящие двери души, куда при первой же возможности лезут «разбойники» и выносят оттуда все, что там может быть ценного, полностью разоряя «душевный дом».

Эх, не было во времена святителя радио, телевизора и интернета, а то бы он – ужаснувшись от обилия этих «вертепов», кишащих «разбойниками», непременно уточнил бы свои увещевания. Тем, что и дома можно нахвататься этих самых «разбойников», если не беречь от них «очи и уши».

А впрочем, святитель Тихон, словно предвидит эту ситуацию, и дополняет свои советы следующими словами:

«Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам, - говорит Христос (Мф. 18.7). Сатана везде полагает сети благочестивым и старается теми уловить их…»

Вот именно – что «везде», и даже дома не спасешься от этих соблазнов.

Но все-таки – живые люди есть живые люди. Соблазны от них самые тяжелые и труднопреодолимые.

Одно дело – видеть и слышать нечестие по интернету или телевизору, где сама иллюзорная реальность является барьером для совершения нечестия на деле (развращается только сердце), другое – в кругу живых людей, где всегда есть возможность подтвердить и делом любой соблазн, проникший в сердце.

Поэтому святитель Тихон дополняет свою мысль:

«…только что из дома выступишь, тут тебя и встречает соблазн слов и дел беззаконных, которыми или уязвится, или обеспокоится совесть твоя».

Да – именно так. И самое опасное то, что не знаешь, откуда, где, с какой стороны, от кого…

Дома-то хоть можно подготовиться, даже включая тот же телевизор. И смотря те же новости, можно внутренне настроиться и воздвигнуть барьер для потока грязи, который непременно оттуда польется.

И хотя от проникновения «разбойников» все равно невозможно полностью застраховаться, можно хотя бы отследить их проникновение.

А вот «на улице» - даже этого невозможно. Даже не поймешь, каких «разбойников» нахватался и каких «язв» от них заполучил.

Совесть заноет, а от какого «разбойника» и от какой «язвы» - сразу и не поймешь. Потому что - завершает святитель Тихон:

«Но язвы познать не можешь, пока в доме не уединишься».

Вот какая история!

Только придя в себя, придя к себе домой, можно разобраться, что с тобой случилось, с какими «язвами» и от каких «разбойников» после «собраний» с людьми теперь ты принужден бороться.

А впрочем, учитывая вышерассмотренную загаженность и наших «домов», эти слова святителя Тихона можно понимать и аллегорически.

Не физические дома, а дома нашей души.

И тогда картина усложняется, но в то же время и появляется хоть какой-то просвет в конце тоннеля.

Да, физические дома наши загажены тоже, да и внутри них, даже не выходя наружу, можно нахвататься «разбойников» и трудноизлечимых «язв»!

Но есть еще и дома наших душ.

Нужно в них, хотя бы время от времени, укрываться от всего окружающего нас зла и поменьше выходить оттуда.

Да и внутри наших душ много зла и скверны, причиненных и нанесенных пролезшими туда разбойниками, но там ты хотя бы с ними – один на один. А не еще и с толпами лезущих в душу через «очи и уши» новых грабителей.

Впрочем, почему один на один? Там рядом всегда находится Бог, к Которому и нужно обратиться для борьбы с сердечными «разбойниками».

А Он точно знает, как справиться с ними.