Пару лет назад попалась мне на глаза карта нашего района, которой пользовались охотники. Главное отличие -- отмечены были и умершие деревни. А их немало. Знакомые журналисты говорят, что в регионе каждый год примерно десять сельских населённых пунктов лишаются последних жителей. Но рассказ не о том. Очень много новых слов на той карте я увидел. Решил, наконец, выяснить для себя. Думаю, и вам будет интересно.
Починок. Удмуртия, как и большая часть нашей страны, находится в зоне рискованного земледелия. Значит, для прокорма семьи нужно много пашни. Благо земли свободной здесь всегда хватало, только лес сведи. Деревни у нас не бывали особенно большими -- неудобно для хозяйства. Проще часть семей отселить на свободные угодья. Вот это новое поселение и называли починком. К примеру, Михайловский починок.
Заимка. А это тоже тип сельского поселения, только на заимке, как правило, жила одна семья. Очень похоже на хутор. Но есть отличие. Заимка -- это ещё и способ освоения бесхозной земли по праву первопользования. Почти покорение Дикого Запада в лесной зоне России.
Делянка. Вот это слово слышали многие. Делянкой называют участок леса под вырубку или луга под покос.
Урочище. Тут целых три смысла в одном слове. Первоначально урочищем называли какую-нибудь природную границу -- ручей, овраг и тому подобное. Или место, которое сильно выделяется из окружающего ландшафта. Пепелище лесного пожара, берёзовая роща среди хвойного леса, поляна. В наше время чаще всего урочищем именуют заброшенную деревню. И в этом есть смысл. Даже если не осталось ни одного строения, деревья отличаются от окружающего леса. Стоят тополя и густая поросль из тоненьких осинок и берёзок -- люди ушли недавно, лет 10-20 назад. Видишь с холма среди чёрно-зелёной еловой тайги изумрудные пятна сосновых боров -- там тоже была деревня, но давно. 40-50 лет прошло. Называться урочище будет по имени умершей деревни. Например, Котляковское урочище.
Невесёлый вышел рассказ. Хотелось бы больше починков и заимок на нашей земле и меньше урочищ.