Молитва – это обращение к Богу. Молитва – это всегда тяжело, иначе это уже была бы не молитва. В послании к колосянам апостол Павел написал:
Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.
Бог желает, чтобы мы всегда пребывали с Ним в радостной, благодарной молитве. Это не приходит сразу, в связи с инертностью нашего ума и сердца, привязанных к земным страстям, пока мы заняты мыслями о земном и стремимся к благополучию (материальному и меркантильному). Поэтому наша молитва стелется по земле, как дым. Это естественно, что человек зависим от мира и плоти. Он находится в замкнутом круге земных страхов и хлопот.
Плоть противится духу и наоборот. Все это мешает возможности души в обращении ее ко Господу, ощущению блаженства и истинного своего бытия. Молящийся и ходящий перед Богом предвкушает блаженство, которое наследует верный, перейдя от временного к вечному.
Для души нет более естественного состояния, чем находится в единении с источником бытия. Однако это свойственно той душе, которая преодолела земные капканы, поработивших ее страстей. Мы выполняем предписанные церковью молитвенные правила, стараясь делать это со вниманием, не торопясь. В связи с этим приобретается навык, который потом перерастает в постоянное перед Богом хождение. Короткими молитвами мы понуждаем себя всегда находится в возношении ума к Богу. И до определенного времени это требует усилий.
Легкое с Богом пребывание дается тому, кто прилагает к этому усилие, которое не измеряется отдельно совершенным правилом. Могут пройти годы, прежде чем мы ощутим свое состояние более торжественным. Для нас ближе становится суточный богослужебный круг, христианин постоянно помятует о литургии и стремится активно в ней участвовать. Это признак сердечного потепления и того, что молитвенная жизнь приобретает свои правильные очертания, бытие.
Без молитвы человек всего лишь головешка обгорелая, не источающая ни тепла, ни света, а погруженный молитву, становится светом и огнем (как кусок металла, погруженный в огонь). Душа призвана постоянно быть под действием божественной благодати. Она по ней скучает, стремится к ней и питается ей. А способ приобретения этой благодати мы называем молитвой.
Новоначальным предписано не искать восторгов и благостных ощущений при исполнении молитвы. Они должны вплетать в нее покаяние, самоукорение и постепенно получать желанные ощущения, изживая из себя грехолюбие и, стараясь на этом удержаться. Феофан затворник сказал:
Ангелы непрестанно возносят к Богу хваление, а мы непрестанно призваны возносить Богу жертву самоукорения.
Мы относимся к падшим существам, не изжившим страстное расположение своей души, в основе которой болезненная гордостная самость. Понуждайте себя на выполнение молитвенного правила, понуждайте себя церковной молитвой, памятованию о Боге и непременно придет та молитвенная радость, которая так желанна душе.