История советского кино

В. Ленин и И. Сталин фото из ria.ru
В. Ленин и И. Сталин фото из ria.ru

В статье рассматривается появление и развитие отечественного кино в первые двадцать лет существования в России Советской власти.

Культурное значение и народная оценка

Как рассказывает нам история Советского Союза, ни одно искусство не было так любимо советским народом, как своё кино. Ни одно произведение искусства, не вызывало столь горячего отклика, как лучшие отечественные кинокартины. Согласно воспоминаниям современников, советские люди оживленно обсуждали каждый новый фильм, писали свои отзывы и впечатления руководителям киноорганизации, кинорежиссерам и актерам.

Приведем пример вошедшего в советскую историю, такого душевного и искреннего письма проделавшего огромный путь от Дальнего Востока до Москвы. Его авторами были бойцы 2 Отдельной Краснознамённой армии стремивщиеся донести свою оценку до постановщиков фильма «Трактористы». И отметим, что данная оценка была признана многими специалистами объективной и вполне применимой ко всему советскому кинематографу.

Бойцы-дальневосточники в своём письме отметили: « Вы вносите в наше сердца радость, бодрость, храбрость и бесстрашие. Вы любимцы народа и Красной Армии, воспитываете советскую молодежь в коммунистическом духе. И учите народные массы горячо и беспредельно любит свою Родину!».

Мы видим что говорил советский народ и Красная Армия о своём любимом искусстве. И данная высокая оценка была полностью заслужена советским кино. Владимир Ленин определил значение кино одной фразой : «Самое главное из искусств», объективно оценив его доступность и способность несения идеи коммунизма в народные массы.

Более развернутую и глубокую оценку киноискусству дал Иосиф Сталин : «Обладая исключительными возможностями духовного воздействия на народные массы, кино помогает рабочему классу и его партии воспитывать трудящихся в духе социализма, организовывать массы на борьбу за социализм, подымать культуру и политическую боеспособность».

Становление советского кино

Считаем необходимым отметить, что с первых дней своего существования советский кинематограф был взят под контроль коммунистической партией и советским правительством и поставлен на службу социалистической революции. В тяжёлые и опасные годы Гражданской войны, киноработники стали «постоянными посетителями» фронтов и агитационных поездов.

И у них как правило была плохая аппаратура, пленки всегда не хватало и работать приходилось в тяжёлых условиях. Но опираясь на помощь советского правительства представители советского кинематографа снимают первые хроникальные и агитационные фильмы, в которых рассказывали о героях вооруженной борьбы советского народа, и призывали всех на преодоление разрухи.

А в 1920 году советские кинематографисты выпускают одиннадцать фильмов, посвященные войне с Польшей, из которых наиболее известными были «Пан или пропал» и «Паны налетчики». После победоносно закончившейся Гражданской войны страна получила передышку, а советский кинематограф вместе с широкой правительственной поддержкой получил чуть ли не ежедневный контроль за своей деятельностью.

И в 1924 году происходит эпохальное событие для советского кино, впервые на государственном уровне были определены задачи кино и организация кинодела. С этим периодом связана одна из важных дат советского кино-появление фильмов ставших эталоном и «визитной карточкой» советского кинематографа послереволюционного времени.

С. Эйзенштеин  фото из rg.ru
С. Эйзенштеин фото из rg.ru

Первым стал фильм С. Эйзенштеина «Броненосец Потемкин», в котором раскрывались сила революции и героические образы русских моряков. Другим значительным кинопроизведением стал фильм В. Пудовкина «Мать», в котором был показан художественно совершенный образ «горьковской образ русской женщины»-глубокий и сложный, покоряющий своей правдой и человечностью. Надолго запомнились советским гражданам и такие картины В. Пудовкина, наполненные пафосом и революционно романтикой, как « Конец Санкт-Петербурга» и «Потомок Чингисхана».

Советское кино создало целую серию исторических фильмов-о эпохе Александра Невского, Петра Первого, о Минине и Пожарском, о Степане Разине, таким образом воспроизведя на экране страницы славного прошлого нашей страны.

Тема патриотизма советского человека и обороны социалистического отечества, бесспорно, более чем какая иная тема , вдохновляла советских режиссеров. Ярким тому примером стал фильм «Чапаев», в котором созданный образ В. Чапаева считался великой победой всего советского искусства и любимеишим образом советского народа.

Матросы из фильма «Балтийцы», образы лирического фильма «Летчики», боевые питерские девушки-красногвардейцы из фильма «Подруги», образ молодого красного командира из фильма «Щорс» - мастера кино создали ряд блестящих художественных образов советских людей-героев, обогатив тем самым советское «оборонное искусство».

Огромный творческий опыт, накопленный работниками советского кино за время его становления как самостоятельного и важного элемента советской культуры, высокая идейность их искусства и признанное мастерство, позволяли им в дальнейшем эффективно решать все задачи поставленные советским государством.