Обновлено в 22:44
Raiffeisen Bank International изучает возможность обмена своего российского бизнеса на активы европейской «дочки» «Сбера». Возможная сделка, как сообщает Falter, обсуждалась на заседании правления Raiffeisen Bank International на минувшей неделе. Ее разрабатывают менеджеры банковской группы во главе с гендиректором Йоханном Штроблем. В австрийской корпорации возможный обмен активами со «Сбером» получил внутреннее название «Проект «Красная птица».
Как говорится в публикации, европейская «дочка» «Сбера», расположенная в австрийской столице, находится в стадии ликвидации. Но крупнейший российский банк не сможет получить вырученные от продажи этого актива деньги, поскольку находится под санкциями ЕС. Австрийский Raiffeisen в свою очередь не может воспользоваться дивидендами своей российской «дочки» из-за ограничений на вывод валюты из России. Поэтому и появилась идея своего рода бартера: австрийцы забирают Sberbank Europe, а «Сбер» — российский бизнес «Райффайзена». Стоимость этих активов никак не обозначена, но, наверное, это будет более или менее равноценный обмен, если такая схема действительно обсуждается.
В австрийском Raiffeisen «Интерфаксу» заявили, что этот сценарий является лишь теоретическим, на практике ничего такого не готовится. Но он не является совсем уж невозможным. И если обмен активами действительно произойдет, это будет означать уход «Райффайзена» с российского рынка. А значит, останется еще меньше банков, которые, пусть и с ограничениями, но проводили операции в долларах и евро. Их и так уже немного, отмечает директор управляющей компании «Прогрессивные инвестиционные идеи» Андрей Мордавченков:
Андрей Мордавченков директор управляющей компании «Прогрессивные инвестиционные идеи» «Citi, по-моему, сворачивается, практически свернул бизнес. «Юникредит» тоже заявляет о попытках уйти, но по факту да, сейчас «Райффайзен», насколько я знаю, один из лучших такого рода банков для бизнеса и для физических лиц. Насколько я знаю, другие наши банки всячески стараются не отставать и пытаются предоставлять подобный сервис. Конечно, наличие у «Райффайзена» материнской структуры в Европе перевешивает все остальные плюсы, которые предлагают наши компании».
Реализация этого сценария принесет новые проблемы тем россиянам, которым нужно переводить доллары и евро за рубеж. Все-таки «Райффайзен» в России — довольно крупный банк, только в Москве у него больше 40 офисов. У того же «Юникредита» офисов в российской столице в два раза меньше.
Российский бизнес, конечно, тоже не обрадуется возможному уходу «Райффайзена». В первую очередь, конечно, это коснется импортеров. Но и они как-нибудь приспособятся к новым условиям, считает исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин:
Александр Липилин исполнительный директор виноторговой компании Fort «Что будет происходить? В связи с вводом санкций, в связи с тем что туда добавляются все новые банки, происходит ситуация как в городе в пробке. То есть сужаются дороги, закрываются дороги, и, соответственно, на тех дорогах, которые остаются, образуются пробки. То есть все пойдут в другие банки, там для этого будет непригодная какое-то время инфраструктура, дальше там наймут специалистов, и дорогу расширят, что называется, и платежи опять пойдут. Дальше опять будут какие-то санкции вводить. Это, конечно, неприятно все. Но что делать, мы привыкли».
«Райффайзен» еще в прошлом году говорил о возможном уходе из России, но так и не ушел. И понятно почему. По итогам 2022 года российская «дочка» «Райффайзена» принесла свыше 1 млрд евро чистой прибыли — это больше половины всей прибыли банковской группы. Комментирует гендиректор аналитического агентства «БизнесДром» Павел Самиев:
Павел Самиев гендиректор аналитического агентства «БизнесДром» «В России у «Райффайзена» очень хороший бизнес. По объемам, по доле на рынке, по рентабельности — практически с любой точки зрения если посмотреть, российская «дочка» — это, наверное, самая даже лучшая среди всех активов в разных странах у «Райффайзена». И это был такой бриллиант, можно сказать, в этой всей обойме. Поэтому если бы обстоятельства были в принципе любые другие, кроме тех, которые сложились сейчас, я думаю, что даже невозможно было представить, что будет рассматриваться вариант каким-то образом выйти из этого бизнеса здесь. Это очень интересный актив в этом плане. Потому что он представлен во всех сегментах банковского рынка, с одной стороны, а с другой стороны, он очень рентабельный. То есть получается, что для приобретателя, если так произойдет, это очень хороший актив здесь».
Остается еще один вопрос — не нарушит ли обмен активами «Райффайзена» и «Сбера» европейские санкции. Минфин Австрии не увидел в этой схеме признаков обхода санкций ЕС. Однако в Брюсселе может быть свое мнение на этот счет.