Найти в Дзене
Две империи

Сюй Бэйхун — отец современной китайской живописи

Как мальчик с кисточкой и трактатом «Сад с горчичным зерном» научил Китай видеть по-новому — не предав традицию, а вдохнув в неё жизнь Сюй Бэйхун (徐悲鸿, 1895–1953) — не просто один из самых известных китайских художников современности. Это человек, который взял две великие художественные вселенные — восточную и западную — и сделал из них не конфликт, а симфонию. Его называют «отцом современной китайской живописи» — и это не громкое слово: он первым системно ввёл в китайское искусство европейские методы, не разрушив, а обогатив традицию. Родился в семье, где денег вечно не хватало, зато были кисти, тушь и папины наставления. Ведь папа был художник и поэт Сюй Дачжан, и вместо деревянной лошадки и качели во дворе — был трактат по живописи «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно» (芥子園畫譜) — звучит как справочник про сад и огород, а на деле — библия китайской живописи. Маленький Сюй не знал, что “горчичное зерно” — это не про еду, а про целую вселенную в маленьком формате. Он просто рисов
Оглавление

Как мальчик с кисточкой и трактатом «Сад с горчичным зерном» научил Китай видеть по-новому — не предав традицию, а вдохнув в неё жизнь

Сюй Бэйхун — китайский живописец и график, один из первых китайских художников XX века, который объединил национальные художественные традиции с достижениями европейской живописи.
Сюй Бэйхун — китайский живописец и график, один из первых китайских художников XX века, который объединил национальные художественные традиции с достижениями европейской живописи.

Сюй Бэйхун (徐悲鸿, 1895–1953) — не просто один из самых известных китайских художников современности. Это человек, который взял две великие художественные вселенные — восточную и западную — и сделал из них не конфликт, а симфонию.

Его называют «отцом современной китайской живописи» — и это не громкое слово: он первым системно ввёл в китайское искусство европейские методы, не разрушив, а обогатив традицию.

Автопортрет , уголь и белый мел на бумаге
Автопортрет , уголь и белый мел на бумаге

Когда твои игрушки — тушь и кисть

Родился в семье, где денег вечно не хватало, зато были кисти, тушь и папины наставления. Ведь папа был художник и поэт Сюй Дачжан, и вместо деревянной лошадки и качели во дворе — был трактат по живописи «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно» (芥子園畫譜) — звучит как справочник про сад и огород, а на деле — библия китайской живописи.

Маленький Сюй не знал, что “горчичное зерно” — это не про еду, а про целую вселенную в маленьком формате. Он просто рисовал… и, видимо, рисовал так, что Вселенная решила: «Пусть будет художником».

Сюй Бэйхун «Древняя сосна и можжевельник на западных холмах» — 1918 г.
Сюй Бэйхун «Древняя сосна и можжевельник на западных холмах» — 1918 г.

К семнадцати годам юный Сюй продлил своё обучение в Шанхае — городе, который тогда только готовился стать «Парижем Востока».
Небоскрёбов ещё не было. Джаза — тоже. Зато были рикши, чайные домики, типографии, газеты на трёх языках и первые студии масляной живописи — всё это будоражило ум молодого художника.

Он жил на деньги с проданных картин, учился, смотрел на масляные полотна и уже тогда стал задумываться: «А почему бы и мне не добавить в китайскую живопись немного… реалистичности?»

В 1917 году, получив грант для исследования искусства в Японии, Сюй Бэйхун отправляется в Токио. По возвращению в Китай он был приглашен преподавать в Школу искусств Пекинского университета. А ведь ему было, на минуточку, всего 22 года.

В 1919 году, при поддержке правительства, Сюй Бэйхун отправляется в Париж — столицу искусства, круассанов и недооценённых гениев.

Он изучал масляную живопись в Национальной школе изобразительных искусств, ходил в Лувр, как к себе домой и смотрел на Рафаэля так, будто тот ему что-то должен.

Потом — Германия, Бельгия, Италия, где знакомился с произведениями великих европейских художников.… Он собирал техники, как другие — сувениры.

Сюй Бэйхун «Раб и лев» — 1924 г.
Сюй Бэйхун «Раб и лев» — 1924 г.

После четырех лет обучения мастерство живописи Сюй Бэйхун достигло такого уровня, который был сопоставим с уровнем современного искусства в Европе. Его масляная работа «Старушка» была отобрана для Французской национальной художественной выставки.

Реакция была примерно такой:
Европейцы: «Ого, азиат умеет рисовать реалистично?!»
Сюй Бэйхун: «Да не просто умеет — переосмысливает вашу реальность под китайскую эстетику. Все спасибо, я уезжаю домой».

Сюй Бэйхун и Ци Байши
Сюй Бэйхун и Ци Байши

Круассаны отменяются: как профессор с кистью перевернул китайское искусство

Вернувшись домой, он не стал открывать кафе с круассанами, а занял должность профессора, позже декана Художественного факультета Пекинского университета.

Где и начал успешно внедрять западные стили, техники, наброски с натуры — что было примерно, как предложить студентам конфуцианской академии… ставить спектакли по Чехову. Скандал? Был. Прогресс? Тоже.

По его рекомендации профессором университета был назначен также мастер живописи и каллиграфии Ци Байши —признанный мастер изображения креветок.

Сюй Бэйхун «Пять сотен Тянь Хэна» — Картина маслом — 1930 г.
Сюй Бэйхун «Пять сотен Тянь Хэна» — Картина маслом — 1930 г.

Сюй Бэйхун и его лошади

-7

У Сюй Бэйхуна на счету больше тысячи работ, но, когда речь заходит о нём — с вероятностью 99% там лошади галопирующие, стоящие, пасущиеся, пьющие, идущие, лежащие, парящие. Он придавал им такую энергию, что казалось — сейчас вырвутся из рамки и ускачут в закат. Они стали своеобразной визитной карточкой мастера.

Есть поговорка, что Чжэн Баньцяо рисовал бамбук, Ци Байши рисовал креветок, а Сюй Бэйхун рисовал лошадей.

В китайской культуре лошадь — символ силы, скорости, упорства, процветание, достижение задуманного.

Его великолепные лошади часто рассматриваются как отражение бесстрашного духа китайского народа и в первой половине XX века, несмотря на большую социальную и политическую нестабильность — ещё и символ надежды: «Держитесь, китайцы! Как лошадь Сюй Бэйхуна — мы не остановимся!»

-8
-9
-10
-11

Но он не был художником одной темы и был замечательным мастером в таких традиционных для китайской живописи жанрах как цветы и птицы, люди.

Опусти плеть — подними кисть

Однако учение за границей не прошло даром и, наряду с более традиционной тушью, Сюй также создавал масштабные картины маслом в европейском академическом стиле, изображавшие классические эпические китайские сцены и портреты.

Его масляная картина «Опусти свою плётку» (放下你的鞭子, 1939) в 2008 году ушла с молотка одна из версий его картины за 7 миллионов евро — рекорд для китайской живописи.

Сюй Бэйхун «Опусти свою плётку» — Холст, масло 1939 г. В 2008 году эта картина была продана за 7 млн €,  установив тем самым новый рекорд стоимости для китайской живописи.
Сюй Бэйхун «Опусти свою плётку» — Холст, масло 1939 г. В 2008 году эта картина была продана за 7 млн €, установив тем самым новый рекорд стоимости для китайской живописи.

Интересна история этой картины. В 1939 году Сюй Бэйхун проводит выставку, чтобы собрать деньги на борьбу с японской агрессией, да, художники тоже воевали своей кистью. И судьба его сводит с труппой, которая прямо на улицах ставила знаменитую патриотическую пьесу «Опусти свою плётку».

Художник посмотрел — и оцепенел от эмоций. За 10 дней он создал полотно, в котором — весь ужас войны и вся сила духа народа.

На картине изображена кульминация пьесы, где старик поднимает плеть на свою дочь — не от злобы, а от безысходности. Девушка должна танцевать на улице, чтобы заработать хоть какие-то деньги. Но она слишком голодна и падает.

Тут из толпы выходит зритель и говорит ему: «Опусти свою плётку! Она же твоя дочь! Виновата не она — виновата эта проклятая война!»

«Опусти свою плеть» — про то, что иногда самое сильное, что может сделать художник — не рисовать героя, а остановить палача.

Эта картина — не просто шедевр. Это — взрыв на стыке искусств: театр → живопись → национальный символ.
В годы войны она вдохновляла бойцов, будила совесть зрителей, становилась манифестом сопротивления.
А сегодня — это рекорд аукциона. Но прежде всего — память.

Он ушёл слишком рано. Но остался — в каждом штрихе, в каждом ученике, в самом воздухе китайского искусства

Умер в 59 лет от инсульта — слишком много работал, слишком сильно переживал, слишком глубоко чувствовал.
Его вдова Ляо Цзинвэнь открыла в их пекинском доме мемориальный музей — с 1200+ работ.
«Пусть все видят, каким он был. Не только гением — но и человеком».

Сюй Бэйхун был не только выдающимся художником, но и замечательным учителем, он обучил несколько поколений студентов. Многие из них стали опытными художниками и ведущими преподавателями искусства, которые продолжают оказывать влияние на китайское искусство в двадцать первом веке.

-13

Он говорил кистью — тише, чем словами, но глубже.
Предлагаем вам услышать его — в нескольких работах, выполненных в традиционном китайском стиле.

Мальчик с буйволами, тушь и цвет на бумаге, 95 x 179 см, 1931,
Мальчик с буйволами, тушь и цвет на бумаге, 95 x 179 см, 1931,
Лошади, тушь и цвет на бумаге, 109,5 x 121,5 см, 1940
Лошади, тушь и цвет на бумаге, 109,5 x 121,5 см, 1940
Наполненный новой жизнью, тушь и цвет на бумаге, 112 x 109,5 см, 1934
Наполненный новой жизнью, тушь и цвет на бумаге, 112 x 109,5 см, 1934
Лошадь, тушь и цвет на бумаге, 129,5 х 75,5 см, 1938
Лошадь, тушь и цвет на бумаге, 129,5 х 75,5 см, 1938
 Цветы сливы, тушь и краски, бумага, 2 свитка: 100,5 х 63 см, 100,5 х 62,6 см, 1943-1944
Цветы сливы, тушь и краски, бумага, 2 свитка: 100,5 х 63 см, 100,5 х 62,6 см, 1943-1944
Мушмула, тушь и краски, бумага, 54 x 68,5 см, 1938
Мушмула, тушь и краски, бумага, 54 x 68,5 см, 1938
Два орла, тушь, бумага, 155 x 83 см, 1939
Два орла, тушь, бумага, 155 x 83 см, 1939
Китайский красный бутон, тушь и краски, бумага, 111,5 x 55,5 см, 1940
Китайский красный бутон, тушь и краски, бумага, 111,5 x 55,5 см, 1940
Раненый лев, тушь и краски, бумага, 110 x 109 см, 1938
Раненый лев, тушь и краски, бумага, 110 x 109 см, 1938
Весенний дождь над Лицзяном (река Ли), тушь, бумага, 73,8 x 113,8 см, 1937
Весенний дождь над Лицзяном (река Ли), тушь, бумага, 73,8 x 113,8 см, 1937
Тигр и кролик, тушь и краски, бумага, 46 x 109,5 см, 1935
Тигр и кролик, тушь и краски, бумага, 46 x 109,5 см, 1935
Скачущий конь, тушь и краски, бумага, 130 x 76 см, 1941
Скачущий конь, тушь и краски, бумага, 130 x 76 см, 1941