Найти в Дзене
Две империи

Сюй Бэйхун — отец современной китайской живописи

Сюй Бэйху́н — китайский живописец и график, один из первых китайских художников XX века, который объединил национальные художественные традиции с достижениями европейской живописи.
Сюй Бэйху́н — китайский живописец и график, один из первых китайских художников XX века, который объединил национальные художественные традиции с достижениями европейской живописи.

Сюй Бэйхун (徐悲鸿, 1895-1953) — один из самых известных китайских художников современности. Его называют отцом современной китайской живописи. Он один из первых признанных мастеров, который объединил традиционную китайскую живопись и европейское искусство, оказав огромное влияние на развитие современной китайской живописи.

Автопортрет , уголь и белый мел на бумаге
Автопортрет , уголь и белый мел на бумаге

Родился Сюй Бэйхун в бедной семье художника и поэта Сюй Дачжана, который начал обучение своего сына живописи и каллиграфии с самого раннего детства. В детстве Сюй Бэйхун любил копировать иллюстрации из знаменитого трактата «Слово о живописи из сада с горчичное зерно».

В возрасте 17 лет Сюй Бэйхун поехал в Шанхай, самый развитый город в то время, где и продал первые свои картины. Немного позже он переехал жить в Шанхай, где продолжил свое обучение и жил на деньги, заработанные от продажи своих картин. Здесь он познакомился с масляной живописью, реалистичными картинами, реформистскими идеями.

Сюй Бэйхун «Древняя сосна и можжевельник на западных холмах» — 1918 г.
Сюй Бэйхун «Древняя сосна и можжевельник на западных холмах» — 1918 г.

В 1917 году, получив грант для исследования искусства в Токио, Сюй Бэйхун отправляется в Японию. По возвращению в Китай он был приглашен преподавать в Школу искусств Пекинского университета.

В 1919 году, при поддержке правительства, Сюй Бэйхун отправился во Францию, для дальнейшего обучения в Париже, и был принят в Национальную школу изобразительных искусств в Париже, чтобы изучать картины маслом и эскизы. В начале своего пребывания в Европе он посетил Британский музей британского искусства, Национальную галерею, выставку Королевской академии и Художественный музей дворца Лувра во Франции и стал свидетелем большого количества выдающихся произведений эпохи Возрождения.

Сюй Бэйхун «Раб и лев» — 1924 г.
Сюй Бэйхун «Раб и лев» — 1924 г.

После четырех лет обучения за рубежом мастерство живописи Сюй Бэйхун достигло такого уровня, который был сопоставим с уровнем современного искусства в Европе. Его масляная живопись «Старушка» была отобрана для Французской национальной художественной выставки.
За время пребывания в Европе, Суй Бэйхун побывал в Германии, Бельгии, Швейцарии, Италии, где знакомился с произведениями великих европейских художников.

Сюй Бэйхун и Ци Байши
Сюй Бэйхун и Ци Байши

1928 году Сюй Бэйхун вернулся в Китай, где занял должность профессора кафедры живописи в Центральном университете в Нанкине, позже ему предложили пост декана Художественного факультета Пекинского университета. По его рекомендации профессором Нанкинского университета был назначен также мастер живописи и каллиграфии Ци Байши.

Сую Бэйхун успешно внедрял западные стили, техники, методы рисования в традиционную китайскую живопись. Он продемонстрировал два фундаментальных способа улучшения китайской живописи: «сосредоточение внимания на деятельности человека» и омолаживание традиции «обучения с натуры».

Сюй Бэйхун «Пять сотен Тянь Хэна» — Картина маслом — 1930 г.
Сюй Бэйхун «Пять сотен Тянь Хэна» — Картина маслом — 1930 г.

Его творчество и обширное обучение предложили новое направление для китайских художников и искусствоведов. Он был первым, кто систематически включил высокоуровневые западные наброски из жизни и масляной живописи в учебные планы крупнейших китайских учреждений искусства.

Сюй Бэйхун и его лошади

-7

Любимой темой художника были лошади галопирующие, стоящие, пасущиеся, пьющие, идущие, лежащие, парящие и т.п. Картины с лошадьми стали своеобразной визитной карточкой мастера.

Есть поговорка, что Чжэн Баньцяо рисовал бамбук, Ци Байши рисовал креветок, а Сюй Бэйхун рисовал лошадей.

Лошади умные и сильные животные, всегда ценились как в мирное время, так и во времена войн. В традиционной китайской живописи лошадь символизировала скорость, силу, напор, процветание, достижение задуманного.

Мастерски владея кистью, Сюй Бэйхун с помощью туши смог добиться ощущения движения всего несколькими мазками. Его великолепные лошади часто рассматриваются как отражение бесстрашного духа китайского народа в первой половине XX века, несмотря на большую социальную и политическую нестабильность.

-8
-9
-10
-11

Так же Сюй Бэйхун был замечательным мастером в таких традиционных для китайской живописи жанрах как цветы и птицы, люди.
Наряду с более традиционной тушью Сюй также создавал масштабные картины маслом в европейском академическом стиле, на которых изображались классические эпические китайские сцены и портреты.

Сюй Бэйхун «Опусти свою плётку» — Холст, масло 1939 г. В 2008 году эта картина была продана за 7 млн €,  установив тем самым новый рекорд стоимости для китайской живописи.
Сюй Бэйхун «Опусти свою плётку» — Холст, масло 1939 г. В 2008 году эта картина была продана за 7 млн €, установив тем самым новый рекорд стоимости для китайской живописи.

Сюй Бэйхун в 1953 году умер от инсульта в возрасте 59 лет. После смерти в его доме в Пекине был открыт мемориальный музей, в котором хранятся и выставляются более 1200 его оригинальных рисунков, эскизов, картин маслом и китайской тушью, отданные в музей вдовой художника Ляо Цзинвэнь.

Сюй Бэйхун был не только выдающимся художником, но и замечательным учителем, он обучил несколько поколений студентов. Многие из них стали опытными художниками и ведущими преподавателями искусства, которые продолжают оказывать влияние на китайское искусство в двадцать первом веке.

-13

И напоследок некоторые работы мастера, выполненные в традиционном китайском стиле:

Мальчик с буйволами, тушь и цвет на бумаге, 95 x 179 см, 1931,
Мальчик с буйволами, тушь и цвет на бумаге, 95 x 179 см, 1931,
Лошади, тушь и цвет на бумаге, 109,5 x 121,5 см, 1940
Лошади, тушь и цвет на бумаге, 109,5 x 121,5 см, 1940
Наполненный новой жизнью, тушь и цвет на бумаге, 112 x 109,5 см, 1934
Наполненный новой жизнью, тушь и цвет на бумаге, 112 x 109,5 см, 1934
Лошадь, тушь и цвет на бумаге, 129,5 х 75,5 см, 1938
Лошадь, тушь и цвет на бумаге, 129,5 х 75,5 см, 1938
 Цветы сливы, тушь и краски, бумага, 2 свитка: 100,5 х 63 см, 100,5 х 62,6 см, 1943-1944
Цветы сливы, тушь и краски, бумага, 2 свитка: 100,5 х 63 см, 100,5 х 62,6 см, 1943-1944
Мушмула, тушь и краски, бумага, 54 x 68,5 см, 1938
Мушмула, тушь и краски, бумага, 54 x 68,5 см, 1938
Два орла, тушь, бумага, 155 x 83 см, 1939
Два орла, тушь, бумага, 155 x 83 см, 1939
Китайский красный бутон, тушь и краски, бумага, 111,5 x 55,5 см, 1940
Китайский красный бутон, тушь и краски, бумага, 111,5 x 55,5 см, 1940
Раненый лев, тушь и краски, бумага, 110 x 109 см, 1938
Раненый лев, тушь и краски, бумага, 110 x 109 см, 1938
Весенний дождь над Лицзяном (река Ли), тушь, бумага, 73,8 x 113,8 см, 1937
Весенний дождь над Лицзяном (река Ли), тушь, бумага, 73,8 x 113,8 см, 1937
Тигр и кролик, тушь и краски, бумага, 46 x 109,5 см, 1935
Тигр и кролик, тушь и краски, бумага, 46 x 109,5 см, 1935
Скачущий конь, тушь и краски, бумага, 130 x 76 см, 1941
Скачущий конь, тушь и краски, бумага, 130 x 76 см, 1941