Найти тему
Ваш Реставратор

Частушки из Мира искусства

На реставрацию принесли книгу “Русские народные частушки” с рисунками Стеллецкого, выпущенную в 1937 году в Риге. В книге 22 крупных рисунка Дмитрия Стеллецкого в технике литографии, под каждым рисунком – текст народной частушки.

-2

"В нашем саде в самом заде

Вся трава помятая.

То не лошади виновны,

То любовь проклятая"

___________________________________________________________________________

"Милый сватать запрягает

Лошадь белогривую.

Неужели кто пойдёт

За эту дрянь паршивую"

-3

Книга пришла с неизбежными следами времени: надрывы, дефекты, загрязнения на листах и обложке. Мы провели чистку и укрепление и отреставрировали дефекты, восстановили утраты.

Наше внимание привлекли иллюстрации, выполненные в весьма необычном стиле. Их автор – Дмитрий Семенович Стеллецкий, один из центральных художников русского зарубежья.

-4

Стеллецкий со студенческих лет тянулся к русскому стилю в самых разных его проявлениях. Он начинал как скульптор, но затем стал активно заниматься и живописью. Чего стоят только приобретенные Третьяковской галереей его иллюстрации к “Слову о полку Игореве”: древнерусская традиция и внимание к деталям поражали не только любителей искусства, но и таких гениев, как Серов.

Художник много ездил по русской глубинке, набираясь вдохновения для своих работ. Его глубокие познания в области истории и культуры допетровской России привлекали внимание театров: Стеллецкого приглашали создать эскизы костюмов и декораций к “Снегурочке” в Мариинском театре и к “Царю Федору Иоанновичу” в Александрийском.

-5

По достоинству его работы ценили и коллеги по цеху: его с радостью пригласили присоединиться к “Миру искусства”, и работы Стеллецкого пользовались успехом в рамках выставок объединения. К тому времени художник переосмыслил русский стиль, подстроив его под современность России и уйдя в модерн.

Рисунки того периода можно видеть и в данной книге.

Стеллецкий всей душой любил Россию, мечтал работать и жить именно на родине. Однако страшные события начала ХХ века вынудили его уехать во Францию. В эмиграции Стеллецкий был рупором русской культуры: активно участвовал в выставках и лекциях, участвовал в создании Русского культурно-исторического музея в Праге. Одной из знаковых работ того периода стала роспись Сергиевского подворья в Париже.

-6

В последние годы жизни художник особенно страдал вдали от России. К этому добавилась болезнь, и Стеллецкий начал стремительно терять зрение. Это лишило его возможности писать и вогнало в депрессию. Бенуа писал: «Я могу вам сообщить только то, что Д. С. Стеллецкий скончался в феврале 1947 года — здесь в Париже, проживая у своих знакомых. Он за последние годы ослеп, и этот недуг совсем его пришиб: он даже решительно отказывается с кем-либо встречаться, хотя бы из самых близких людей».

-7

Как вам иллюстрации к книге? Какой стиль живописи вам близок больше всего?

Хотите продлить жизнь вашим бесценным артефактам? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!

Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook👉 Telegram