Предлагаю сразу снять шапочки из фольги, никаких теорий заговоров, происков Госдепа, масонов, чемоданов денег с агентами ЦРУ в придачу. Только сухие факты. И я это говорю не под дулом Кольта 1911, как может сперва показаться. В этой статье я хочу затронуть сразу несколько связанных тем: культура коллекционирования солдатиков в США и то, как США прямо или косвенно влияет на производство солдатиков по всему миру. Эдакая смесь исторического очерка, культурного и экономического исследования совершенно не подкованного в этих вопросах человека. Пока я готовил этот материал, то об этом особо не задумывался, но сейчас могу прямо сказать, что мне трудно представить страну, которая оказала бы настолько огромное влияние на солдатизм, как США. Это... Как минимум, впечатляет.
Начну с небольшого крючка, что должен, по идее зацепить читателя. Вы обращали внимание, что одна из самых популярных тем в коллекционировании солдатиков - Гражданская война в США? Даже в России выпускались наборы по этой, казалось бы, невероятно далекой от нас теме. Как так вышло, что локальный конфликт в рамках одной страны представлен шире, чем, например, Гражданская война в Испании, где в конфликте участвовали представители десятков стран? Или еще один момент. Вы замечали, что одни из самых распространенных солдатиков по теме Второй мировой это Американская пехота? Они встречается чуть ли не чаще, чем Немецкая. Это я еще молчу о Ковбоях и Индейцах. Почему же так?
Порассуждав на эти темы мы поймем как же сильно США влияет на весь мир солдатиков, возможно, даже того не желая и с чем это связано. Как так вышло, что одна страна смогла оказать настолько сильное влияние на хобби людей со всего мира? Но прежде чем делать окончательные выводы, стоит сперва рассмотреть, как обстоят дела с коллекционированием солдатиков в Америке в частности и коллекционированием в целом.
Мода на солдатиков в этой стране началась с началом Второй мировой войны, то тут то там возникали самые различные производители. Кто-то как American Metal Toys канули в беззвестность, а кто-то типа MARX стали легендами, чьи солдатики потом перевыпускались десятки раз в разных странах мира. Соответственно, и коллекционирование там процветало. Этому способствовало сразу несколько важных особенностей американского сообщества:
1. Гаражные распродажи.
О, гаражные распродажи. Даже если вы никогда не бывали в США, то уж точно много раз видели это в фильмах. Двор дома заставляется столами на которые хозяева выкладывают весь свой ассортимент не нужных более вещей, а местные жители и приезжие охотники за интересными предметами ходят и ищут себе что-нибудь полезное или ценное. Эдакие миниатюрные блошиные рынки одной семьи или нескольких домососедств. Но иногда эти распродажи могут тянуться на многие километры.
Эта культурная особенность позволяет многим очень старым вещам спокойно переходить из рук в руки, а не оказаться в итоге где-нибудь на помойке и потому рынок местных исторических артефактов в США всегда полон. Касается это и старых игрушек, в том числе и солдатиков. Если у нас на средний город приходится, в лучшем случае, один блошиный рынок выходного дня и пара мелких комиссионных магазинов/антикварных лавок, то вот в США любой пригородный поселок пестрит подобными стихийными вещами.
1а. Культура складского хранения.
Это ещё одна особенность американского общества. В США очень успешно организован бизнес по предоставлению помещений для мелкого складского хранения. Если в России у нас вещи предпочитают хранить на балконах, антресолях или в гаражах, то в Америке часто снимают отдельный бокс на многочисленных складах, разбросанных по всей стране. Большое помещение, куда можно отнести все ненужное, в том числе всякое старье и игрушки, доставшиеся еще от дедушки. Договор аренды ячейки подошел к концу, а собственник свои вещи не забрал? Все содержимое ячейки выставляется на торги, где за него поборются специалисты или просто любители, которые потом тщательно переберут все содержимое и постараются так или иначе продать через комиссионные магазины и напрямую.
Эти две, назовем их привычками, позволяют сохранить и обеспечить переход в третьи руки огромного количества старых предметов и вещей, подарив им вторую жизнь, а не дав закончить жизнь где-нибудь на помойке. Это и делает американский вторичный рынок предметов старины одним из самых крупных в мире, а заодно позволяет поддерживать моду на коллекционирование, увеличивая регулярно число собирателей.
Да что уж там далеко ходить. Если вы в свое время смотрели телеканал Дискавери, то часто могли наткнуться на программы, где люди из выпуска в выпуск катались по таким аукционам и гаражным распродажам, зарабатывали на этом сотни и тысячи долларов, так или иначе привлекая к этому времяпрепровождению тысячи новых участников.
2. Аукционная культура.
Трудно найти другую страну в которой были бы так распространены аукционы, как в США. Недвижимость, автомобили, яхты, складские ячейки, потерянный багаж, полицейские аукционы изъятого имущества, благотворительные аукционы - так или иначе таких мероприятий каждый год в Америке происходят десятки, если не сотни тысяч. Американцы умеют и любят участвовать в аукционах. Там существуют целые постоянные аукционные дома, где ваши предметы оценят специалисты и за комиссию помогут реализовать. Есть и специализированные аукционы по солдатикам, где самый известный OldToySoldiers, каталоги которого вы можете почитать в репозитории каталогов.
А где есть аукционные дома, есть и эксперты, специалисты и просто любители, в том числе и солдатиков. Насколько это хобби популярно и активно в США?
Только в этом году в стране запланировано или уже проведено 12 мероприятий по теме: 2 и 3 февраля Old Toy Soldier Auction № 80, 4 февраля 28th Annual Florida Toy Soldier Action Figure, Toy & Collectibles Show, 18 февраля "Heart of the South" Toy Soldier Show in Annandale, 26 февраля The West Coast Toy Soldier Show and Sale, 27 февраля Vectis Military Civilian Figures, Equipment & Accessories Sale, 26 марта The Midwest Toy Soldier Show, 23 апреля The Gettysburg Toy Soldier Show, 21 мая The Ohio Toy Soldier Show, 3 июня повторно "Heart of the South" Toy Soldier Show in Annandale, 9 сентября третье "Heart of the South" Toy Soldier Show in Annandale, 24 сентября (возможно уже отменено) Chicago Toy Solder Show, 2 декабря "Heart of the South" Toy Soldier Show in Annandale (4 раз за год). И это только крупные мероприятия, которые заплатили за свою рекламу OldToySoldiers.
Это подводит нас к следующей мысли. В США огромное число коллекционеров солдатиков с достаточно серьезной покупательской способностью. И, в отличие от Европы, где в военные и послевоенные годы спрос на солдатиков падал, в Америке увлечение продолжало идти в гору, сделав этот рынок очень желанным для любого производителя солдатиков в мире. А как лучше всего попасть на новый рынок? Сделать что-то такое, что на этом рынке у местных будет востребовано. Тут и восходит звезда Гражданской войны в США и Войны за независимость. Да, на американском рынке эти наборы уже были, но с приходом европейцев их стало ещё больше. А дальше предложение породило спрос, ведь если фигурки есть и продаются, то почему бы их не купить у себя в стране? И вот теперь коллекционеры по Гражданке существуют уже во многих странах мира, а производители стараются удовлетворить уже внутренний спрос на тему, раскручивая её популярность и дальше. Собственно, наборы американской пехоты времен Вьетнама, Второй мировой, Кореи и просто современки на момент выхода - тоже так или иначе дань американскому рынку и спросу на нем.
Не нужно верить мне на слово, если посмотреть старые каталоги производителей солдатиков из Европы, то очень часто помимо контактов самих авторов указаны адреса и телефоны их представителей в США.
Вторым инструментом влияния на солдатизм стали писатели-приключенцы и Голливуд. Ковбои и Индейцы, еще одна безумно популярная тема в коллекционировании тоже пришла к нам из США, но уже другим путем. Вестерны, потрясающий жанр, который стал частью кинокультуры по всему миру и породил безумную любовь к Дикому Западу по всему миру, а еще до этих фильмов по всему миру люди зачитывались Карлом Майем, Майном Ридом и О. Генри, но именно киновестерны дали Дикому Западу вторую волну популярности, что нашло такое сильное отражение и среди солдатиков.
Ну и, раз уж мы вспомнили Голливуд, то огромный привет я передаю солдатикам по кинофильмам и сериалам, которые тоже крайне активно дают о себе знать, но пока ещё не стали реально крупным направлением среди коллекционеров солдатиков. Пока не стали...
И в сухом остатке мы имеем удивительную историю, когда одна страна за счет своей коллекционерской культуры, отношению к собственным историческим артефактам, мощной потребительской силы и культурного влияния смогла навсегда изменить увлечение людей по всему миру. И теперь когда вы в очередной раз увидите анонс солдатиков по теме Ковбоев и Индейцев, Гражданской войны в США, кинофильму или мультику, то знаете, что где-то в глубине души с ноткой грусти и придыханием должны произнести «God bless America!»