Найти тему
Украина.ру

Алексей Чадаев: В ситуации с беспилотником MQ-9 Reaper американцы выглядят глупо

   © if24.ru
© if24.ru

На инцидент с БПЛА над Черным морем США попытаются ответить непублично, считает политолог, эксперт в области беспилотников Алексей Чадаев. Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру

Минобороны России 14 марта сообщило, что российские самолеты перехватили над Черным морем американский БПЛА MQ-9 Reaper. Из-за резкого маневра дрон потерял высоту и упал в воду.

- Алексей Викторович, к чему может привести этот инцидент?

- Моя гипотеза: поводом к дальнейшей эскалации это не станет. Американцы понимают, что в этой ситуации выглядят довольно глупо. Скорее всего, они постараются ответить нам непублично, сделать какую-нибудь подлянку в ответ. Потому что с беспилотником над Черным морем они прилюдно облажались.

- Была ли это спланированная провокация со стороны США?

- Думаю, нет. Просто оператор увлекся. Но мое "думаю" немного стоит – пойди пойми их. Они всё время висели на самой границе нашего воздушного пространства и периодически норовили подлететь поближе.

- На ваш взгляд, научилась ли российская ПВО справляться с беспилотниками ВСУ и как беспилотная авиация изменила поле боя в современной войне?

- Во-первых, всякие маленькие БПЛА (Mavic и так далее) – это никакая не беспилотная авиация, а летающий бинокль. Под "БПЛА" мы автоматически понимаем всё, что само летает в небе при наличии оператора на земле. Но в этот класс входит много разных типов устройств: от мини-дронов до грузовых беспилотников, размером с самолет.

Во-вторых, главный вызов сегодня – это вызов существующим системам ПВО, потому что они были рассчитаны, чтобы в небе летало что-то большое и дорогое. И всякие Reaper и Bayraktar попадают в логику существующих систем ПВО.

А когда у тебя мини-дрон, который при этом несет боевую нагрузку в полтора килограмма – про это никакого ПВО придумано не было.

И сейчас эту проблему пытаются решать системой радиоэлектронной борьбы, но, по большому счету, это всё паллиатив. Главный вызов стоит перед наземной системой. Это касается не только летающих, но и, как яркий пример: атака подводных дронов на Севастополь, которые шли у поверхности воды, и их гасили вертолетами.

Понятно, что так тоже нельзя. Поэтому сегодня возник запрос на целые классы новых технических решений.

- В советское время самолеты-нарушители уничтожались беспощадно вместе с экипажами. Почему сейчас это не происходит?

- Да сегодня особо и нет самолетов-нарушителей вместе с экипажами. Сейчас всё чаще применяются БПЛА.

В этом и проблема: когда ты поднимаешь против БПЛА самолет с пилотом, есть риск и потерять пилота, и нарушить экономику войны: дрон – гораздо дешевле самолета. Как в случае с украинцами, которые пытались сбить "Герань" с помощью МИГ-29 и в итоге угробили МИГ.

- Удалось ли ВС России добиться паритета с ВСУ по БПЛА?

- Опять же, смотря что считать БПЛА. Мы относим к классу БПЛА очень разные устройства с разным назначением. В каких-то сферах у нас не просто паритет, а явное преимущество. Например, БПЛА "Ланцет".

Поэтомe нельзя говорить о БПЛА в целом, нужно брать конкретный класс и смотреть: где-то у нас паритет, где-то мы превосходим, а где-то отстаем.